Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Визит тысячелетия

Визит тысячелетия

Православие протягивает руку католичеству

Главным событием визита было, безусловно, посещение Собора Парижской Богоматери, где Патриарх поклонился величайшей святыне христианского мира – терновому венцу Иисуса Христа. Огромный собор был переполнен. Его своды многое повидали за восемь веков, но никогда еще под ними не звучали слова, подобные тем, которыми обменялись высший иерарх крупнейшей православной церкви мира и архиепископ Парижский, который, в частности, сказал:

 

« Пусть Ваше паломничество станет пророческим символом единства христиан. Мы, католики, уверены, что можем многому научиться и многое получить из опыта Православных Церквей. Осмелюсь предположить, что наш собственный опыт живой веры в совершенно другом контексте также может быть не лишенным интереса для вас ».

В ответном слове Патриарх подчеркнул, что « пришло время объединить наши усилия перед лицом новых вызовов современности ». Явно выраженное и ясно сформулированное стремление преодолеть исторические расхождения между двумя христианскими церквями было доминирующей нотой всего визита.



3 октября в Елисейском дворце в Париже состоялась встреча Алексия II с Президентом Французской Республики Николя Саркози. Святейший Патриарх был принят согласно протоколу, соответствующему протоколу приема главы правительства, чем было выражено особое уважение к Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю.

Поздравив Николя Саркози с недавней победой на выборах и пожелав успехов в трудах на посту главы государства, Патриарх Алексий рассказал президенту Франции о духовном возрождении в России, о современном положении Русской Православной Церкви, о партнерстве между Церковью и государством в решении вопросов, имеющих принципиальное значение в жизни народа.

Он выразил благодарность народу Франции за « милосердное гостеприимство, которое было оказано русским, покинувшим Родину в результате революции и гражданской войны ». Отметив, что паства Русской Православной Церкви во Франции увеличивается, Святейший Патриарх выразил озабоченность в связи с тем, что русский храм Трех святителей в Париже невелик по размерам и не может вместить всех прихожан.

Николя Саркози отметил, что придает большое значение диалогу между Православной и Католической Церквами и выразил надежду, что в результате этого диалога « общее свидетельство христиан будет более значимым ».

Президент подчеркнул, что постановка Святейшим Патриархом Алексием вопроса о строительстве православного русского храма в Париже совершенно правомерна. Он заявил о готовности французского государства содействовать реализации этого проекта.

Он высказал убеждение, что Россия и Франция призваны играть важную роль в жизни современного мира и нести ответственность за то, что в нем происходит.


Французская пресса пишет, что визит Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Страсбург и Париж – первый за тысячу лет, с тех пор, как христианство разделилось на православие и католичество. Точнее говоря, как подчеркнул посол России во Франции Александр Авдеев, визит Патриарха в эту страну - первый "за всю историю православной России".

"И этот визит можно назвать дружественным жестом в сторону Ватикана. Таким образом, постепенно восстанавливается диалог между Католической и Православной церквами", - считает Авдеев. А встреча с президентом Саркози, по словам посла, "была инициирована российской стороной как знак уважения к руководству страны".


Историческим и беспрецедентным называют визит крупнейшие СМИ. « Никогда еще глава крупнейшей в мире православной церкви не совершал такого жеста доброй воли в отношении католиков », - пишет « Фигаро ». В интервью этой газете Патриарх сказал, что он не исключает возможность своей встречи с Папой Римским « может быть, не через месяц, а через год или два ».


Правда, в интервью журналу « Ля Ви » он сказал, что вопрос о визите Папы в Москву « в настоящее время не стоит на повестке дня ». Но ведь их встреча не обязательно должна состояться в России! Возможно, первого прямого контакта больше подошла бы нейтральная территория, например, Святая Земля. Главное, что Патриарх явно готов к улучшению отношений.


В Париж он прибыл по приглашению Конференции католических епископов Франции. « Я рад возможности разъяснить нашу точку зрения и выслушать представителей Католической церкви. Главный вопрос – это человек. Нужно сохранять духовные ценности. Бенедикт XVI тоже выражает свое беспокойство по поводу « духовного вакуума ». Эта общая тревога могла бы стать основой для сближения. У нас – одинаковый подход ».


В Страсбурге Алексий II выступил в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Вот основные тезисы его выступления:


- концепция прав человека — важнейшая политическая идея Европы, — возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем


- однако сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека


- в связи с этим хотел бы напомнить всем нам о том, что в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод включено упоминание нравственности, с которой должна считаться правозащитная деятельность


- не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой. Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство


- никакое государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. Быть моральным или аморальным – это, в конце концов, следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны направлять свои усилия через средства массовой информации, систему социальных и общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов


- отказ от моральной оценки действий человека, власти и народа делает многие общественные проблемы неразрешимыми. Так, в России, в других странах СНГ, как и в ряде стран Европы — не только на Востоке, но и на Западе — растет пропасть между богатыми и бедными, нивелируется понятие о социальной справедливости. Наша Церковь неоднократно инициировала в России обсуждение нищенского положения миллионов честных тружеников, с которым соседствует невиданная роскошь и расточительство единиц


- сегодня в Европе и мире велика угроза экстремизма и терроризма, в том числе прикрывающегося религиозными лозунгами. И питательной почвой для этой разрушительной силы является религиозная безграмотность, нравственная скудость. Вот почему я убежден: подрастающее поколение должно иметь возможность по свободному выбору углубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную традицию. Необходимы базовые знания и о других традициях, ибо это создает основу для мирной совместной жизни


- технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком — не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов


- Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в мире существуют другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами, равно как и с представителями секулярного взгляда на жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая и секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства.


- настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере. Для того, чтобы избежать возможных столкновений различных мировоззрений, и нужен серьезный межкультурный диалог при самом активном участии представителей традиционных религий и секулярного мира


Александр Бангерский,

Страсбург-Париж.


МН, 5.10.2007 - http://www.mn.ru/issue.php?2007-39-67

 

Tags: МН, Патриарх, Франция, из моего, из напечатанного
Subscribe

  • Зафрендил bigdrum

    bigdrum - я узнал о его существовании благодаря его отклику на мою старую (годичной давности) запись "Письменное народное творчество".…

  • Бисмарк о России и Русских

    «Заключайте союзы с кем угодно, развязывайте любые войны, но никогда не трогайте русских» «Превентивная война против России…

  • 9 принципов счастья из разных стран. И десятый - из России.

    Каждый из нас по большому счету приходит в этот мир только с одной целью — стать счастливым. Другое дело, что представления о счастье у нас у…

promo banguerski_alex april 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments