Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Category:

Деловые социальные сети и рекомендательные письма

Деловые социальные сети и рекомендательные письма

MoiKrug - Вукс ТатьянаВукс Татьяна

24.07.2006г.

Всем привет. Самый разгар летнего периода, пора отпусков и связанная с этим умеренная активность в сети, работается без авралов спокойно, заказчики ленивые и довольные, красота... Понятно, что сайтостроительские проблемы никуда не деваются, но все же сегодня хотелось бы отвлечься на более абстрактную тему и поговорить о сетевых сообществах; те же читатели, которых интересуют исключительно проблемы разработки веб-сайтов, могут пролистать вступительную заметку и перейти сразу к анонсам статей и дискуссиям в форуме (там как раз обсуждаются дизайнерские вопросы).

Социальные сети - термин известный уже не одно десятилетие; по отношению же к онлайновым сообществам активно стал использоваться последние код-два. Вообще говоря, любые новые идеи, связанные с социальными сетями, видятся мне интересными - я, как шпиён, с любопытством наблюдаю за рождением и развитием немаленького количества проектов. Мой круг - проект уже относительно солидный и известный, аудитория на сегодняшний день огромная. И, кстати говоря, основную цель - поиск партнеров по бизнесу, действительно выполняет.

 

В Библиотеке мы уже писали еще об одном проекте - TooDoo. Цель - похожа, регестрировать свои данные, строить сети своих знакомых. Можно зарегестрировать свои сайты и блоги (для полноценной регистрации ссылки надо на свой сайт-блог установить невидимый код, с помощью которого ссылка на TooDoo активируется). И - из сайтов, которые зарегестрированы другими участниками сети, отмечать те сайты, которые читаешь. В статистике (по этой ссылке) будет указано - "этот сайт читают... столько то человек" - и, разумеется, можно посмотреть, кто же читает рассматриваемый сайт. По идее, такой сервис поможет владельцу сайта узнать свою аудиторию, так сказать, "в лицах". В отличие от безличной статистики или относительно безличной аудитории этого же проекта на его форуме (если он есть).
TooDoo, как я понимаю, еще в разработке, какие дополнительные сервисы собираются продвигать хозяева сервиса, пока не ясно, но следить за событиями интересно. Да, среди разработчиков обнаружены и вполне известные люди. В частности, участие принимает Виктор Захарченко (internet.ru, ain etc.)

Еще одна молодая социальная сеть - АтласКит - структура подобная, знакомая уже. Цель - формирование групп контактов знакомых и деловых партнеров, которые соотв. пересекаются между собой, разветвляются, растут. Судя по аудитории АтласКита, пока что основной интерес проект представляет именно для украинских пользователей. В основном это Киев. Но, как и любой другой здравый сервис, АтласКит вовсе не ограничивает регистрацию любых участников.
Зарегестрированный пользователь может не только контролировать свою сеть контактов - можно формировать "опросы", публиковать объявления, создавать и вести полноценные журналы - как закрытые, так и публичные, по любым темам. Разумеется, если вы готовы использовать сервис для поиска деловых контактов, журналы заводите на соотв. тему. И, надо сказать, что часть возможностей доступна только для пользователей, у которых платный аккаунт. Да, есть три типа пользователей - грубо говоря, бесплатный, дешевый (Gold) и платный (Platinum). Плата за членство в Голд и Платинум - помесячно. Ужас.

О социальных сетях сегодня вообще пишут много, часто - тема уж больно модная. И понятно ведь, что идея в принципе своем не оригинальна, сетью можно назвать любое сообщество пользователей, даже если нет возможности просматривать "цепочки" знакомых, а зарегестрированные юзеры считаются знакомыми одного порядка. Формирование групп френдов в ЖЖ, или - по такому же алгоритму создание списка друзей в Рыжем Мире (об этом проекте уже не один раз упоминалось в блоге NunDesign) - вот вам простенькая социальная сеть, объедененная нестандартным критерием - все участники этого сообщества - рыжеволосые. Кстати, Рыжий Мир - очень теплый проект, очень славное сообщество, и, хотя пока сам сервис несколько... любительский, очень хочется надеятся, что проект не заморозится, не застрянет на том уровне, на котором есть сейчас, будет совершенствоваться дальше.

В общем случае известные на сегодняшний день сети можно разбить на "тематические" - сообщества, объедененные узким кругом интересов, и "универсальные" - где круг интересов не ограничен. "Бизнес-сети", построенные по принципу универсальных, но позиционирующие себя как проекты для нахождения деловых контактов, в отличие от тусовок по интересам, по хобби, направление перспективное, однако каждый из подобных проектов пока еще совершенствуется, пытается придумать и реализовать уникальные сервисы, которые будут качественно отличать их от конкурентов, которых с каждым - даже не годом, месяцем - становится все больше. Какие же могут быть сформированы уникальные сервисы на базе деловых социальных сетей?

Деловые сети и рекомендательные письма

История рекомендательных писем насчитывает несколько сот лет. И сто, и двести лет назад служащий, который приходил устраиваться на новое место работы, вручал будущему работодателю документ, в котором либо в вольной форме, либо официальным тоном сообщалось о том, что "этот порядочный молодой человек положительно зарекомендовал себя…" или "девушка из хорошей семьи наших друзей, мы рекомендуем ее как честную и ответственную…" - и при наличии таких писем вероятность получения места увеличивалась на порядки.

В период советской власти, когда безработицы "не существовало", а тунеядство строго преследовалось, стандартом стала так называемая "характеристика с места работы". И, хотя частые смены работы не поощрялись, и "непрерывный стаж" на одном месте работы считался признаком благополучного служащего, конечно же люди все равно периодически работу меняли. В этих ситуациях характеристика с предыдущего места работы, подкрепленная мокрой печатью – это был важный документ, внимание которому уделялось пристальное.

Впрочем, всегда – и в прошлые века, и в советское время, и сегодня важным, иногда – приоритетным рекомендательным фактором почти во всех ситуациях были и остаются личные рекомендации, родственные связи и "волосатая лапа". Логика руководителя/потенциального работодателя при этом понятна и прозрачна: достаточно важно, чтобы коллектив представлял собою некое преданное руководству комьюнити, иногда – в ущерб профессиональному уровню организации в целом. Принудить работника быть преданным фирме, руководителю, невозможно, и выбор стоит перед работодателем следующий: взять на работу человека, уже приближённого социально, и по ходу работы воспитать из него нужного организации специалиста либо же взять уже сложившегося профессионала в надежде на то, что он правильно вольется в коллектив и займет свою ячейку в сложившейся социальной структуре, станет преданным руководителю и делу фирмы сотрудником.

В современном обществе известный креш в экономике в постсоветское время, а так же в результате того, что появилось огромное количество новых направлений в индустрии, в частности, в IT отрасли миграция работника стала делом естественным и уже не вызывающим ни удивления, ни осуждения у общества в целом. Фирмы создаются и умирают, предприятия не выдерживают конкуренции и распадаются, те же организации, которые держатся на плаву или даже успешно развиваются – периодически меняют стратегию и направления деятельности. Для многих бизнес-процессов как со стороны специалистов, так и со стороны нанимателей все чаще становится выгоднее сотрудничество на договорной основе – бумажной или даже устной – когда речь идет о мелком частном фрилансе. Неустойчивость таких связей очевидна – ни работник, ни работодатель не получают гарантий, что заданная работа будет выполнена качественно и в срок, с одной стороны, и без проблем оплачена, с другой.

И здесь опять же, как и в давние времена, значимым фактором для создания связи между работником и работодателем становится рекомендация. Наниматель ищет специалиста на разовый проект – он обзванивает знакомых, списывается со своими людьми из контакт-листа с просьбой порекомендовать знающего человека; чем более ответственной предполагается работа, тем больше времени тратится на исследование предыдущих связей этого специалиста с другими работодателями.

Рекрутинговые агентства, по большей части, упустили важность фактора рекомендательных писем. На сайтах по трудоустройству, так же как и в соответствующих офлайновых структурах присутствуют базы вакансий нанимателей и базы резюме специалистов, но редко где можно наблюдать базу связей, уже устанавливавшихся между работником и работодателем. Есть, разумеется, и не первый год коммерческие биржи проектов, где такие связи создаются и на базе этих связей можно наблюдать рейтинг и работников, и работодателей. В частности, программерские биржи, где регистрация платная, а риски не получить проект либо нарваться на гнилого заказчика все равно остаются, организаторы биржи все же пытаются свести к нулю подобные риски именно за счет демонстрации рейтингов связей: заказчик выставляет проект на биржу, специалисты подписываются на разработку, среди всего списка заказчик выбирает разработчиков, начинается сотрудничество, и по окончанию разработки заказчик выставляет баллы разработчикам (не важно, это один человек или команда), и публикует свои комментарии по поводу состоявшегося сотрудничества. Таким образом и формируется та же самая рекомендация, которая может иметь решающее значение при выборе разработчиков для других участников биржи.

Такие биржи редко когда бывают универсальными, как правило – выбирается узкая отрасль, к примеру, биржи программистов, или биржи переводчиков (где своя специфика), и одна из сложностей может заключаться в том, что разработчики, переводчики, в общем, специалисты оказываются в ловушке биржи – доступ к рейтингу предоставляется только зарегестрированным в системе работодателям, и всю базу рекомендаций по поводу уровня квалификации специалиста наружу никто не отдаст. Тот же наниматель, который не имеет возможности или не желает регестрироваться в подобных биржах, соответственно, будет искать своего специалиста по-старинке, через знакомых либо через рекрутинговые агентства, получая, в большинстве случаев, "кота в мешке".

С другой стороны в большинстве случаев оказывается, что нужный нанимателю специалист оказывается достаточно близко от него самого – на расстоянии одного общего знакомого. Знать бы только в каждый отдельно взятый момент, какому именно знакомому из всех нужно позвонить или написать, чтобы отыскать этого специалиста. Знакомый может, в свою очередь, о чем-то забыть, или быть недоступным – отключить телефон, уехать в коммандировку, не ответить на личное сообщение – и вот связь не состоялась. Создавать же связь на основании портфолио или данных в резюме, не подкрепленную социальной рекомендацией, всегда достаточно рискованно.

Современные онлайновые социальные сети пытаются исправить подобное упущение. Задача любой такой сети – построить цепочки знакомств, показать связи между людьми. Следовательно, если сеть позиционирует себя, как "деловая", "бизнес-сеть", она отчасти может решать проблему поиска деловых, партнерских и рекрутинговых контактов, предоставляя помимо общих данных участника сети, которые можно получить из его профайла, нужные цепочки его связей с другими участниками сети.

И все же большинство таких деловых сетей в рамках работающих моделей не позволяют внедрять базу рекомендаций. Т.е. реализуется обычная система цепочек знакомств, перенесенная из оффлайнового мира в онлайновый, и вся гибкость модели заключается в том, что участник, заинтересованный в поиске делового контакта, может изучить информацию из профайлов других участников и послать запросы через систему обмена личными сообщениями в сети или вне сети своим знакомым.

Но ведь более расширенная реализация модели так близка! Как правило есть все данные для того, чтобы сформировать на базе существующих деловых сетей систему рекомендаций по отраслям.

По правилам практически каждой первой участник сети заполняет (или может заполнить при желании) профайл, в котором перечисляет место работы, предыдущие места работы, свои интересы (личные и профессиональные). Он указывает, кем он работал, с кем сотрудничал, и основная цель такой информации – в увеличении цепочек знакомств – чем больше информации о себе опубликует пользователь, тем больше вероятность того, что в рамках одной сети найдутся люди, с которыми он учился, работал, дружил.

К примеру, три года назад участник сети был программистом, два года назад – системным администратором, на сегодняшней день – занимает должность технического директора маленькой IT-фирмы. Т.е. он уже позиционирует себя как технический директор с определенным опытом работы.

Некий наниматель ищет в свою организацию хорошего технического директора, важное условие – у него должна быть определённая база знаний и определённый опыт в той же отрасли. Разумеется, он будет искать нужного работника, используя личные связи, а не агентства по трудоустройству. Теоретически в рамках развитой социальной сети он сможет найти того самого технического директора, и даже предположить, что тот согласится перейти из маленькой фирмы в его, известную и крупную организацию. Но ему нужны подтверждения того, что он не ошибся в своем выборе. Если он попытается получить эти подтверждения в рамках той же сети, ему придется так же как и в оффлайновой жизни делать запросы через системы обмена сообщениями или опубликованные контакты других участников сети. А ведь как можно оптимизировать такую структуру данных:

Описанный выше технический директор указал в своем профайле нынешнее и предыдущие места работы. И каждый из его нынешних и будущих работодателей может к каждой указанной им позиции добавить свою характеристику. Т.е. работал он три года назад программистом – ссылка на рекомендации от его работодателей о том, какой он был специалист. Работал два года назад администратором – опять ссылка на характеристику. Анализируя опубликованные характеристики, наниматель сможет более уверенно действовать при выборе того специалиста, который нужен ему прямо сейчас.

С одной стороны, при такой модели сеть будет расти быстрее, потому что уже зарегестрированный участник сети постарается привлечь в сеть своих бывших работодателей, хотя бы с целью получения прямого рекомендательного текста, в рамках той же сети. С другой стороны – восстанавливается старая добрая система рекомендательных писем, которая позволит нанимателю оперативно, не выходя за рамки онлайнового общения, получить максимум информации о потенциальном работнике.

Следующий, пока еще далекий, недостижимый шаг в формировании классического рекомендательного письма – знак, подтверждающий качество и подлинность содержимого. В оффлайновой жизни таким знаком является мокрая печать организации. Такая печать ставилась на характеристиках с места работы-учебы в советское время. Актуальность мокрой печати в структуре современного бизнеса тормозит развитие обмена документами при любых он-лайновых процессах, а введение в качестве альтернативного знака электронной подписи пока еще остается мечтой о цивилизованной модели документооборота. Но ведь и помечтать не вредно, и стремление к цивилизованному подходу есть – а вот при наличии знака – печати или электронной подписи на той же характеристике работника делает этот текст значимым и солидным документом.

Однако рано заглядывать в далекое будущее – пока еще даже простая модель, в которой на каждую позицию своего профуровня участник сети мог бы получить характеристику от своих работодателей – даже эта модель пока еще не реализована в той мере, как это бы виделось. Выстраиваются цепочки – участник-участник, которые могут помочь найти нужных знакомых, но не в полной мере проработаны цепочки участник-позиция (специализация)-участник. Значит и развитой системы рекомендательных писем пока еще нет и когда она будет реализована – не известно. Веб-разработчики же продолжают строить одну общую всемирную сеть - каждым новым веб-сайтом и веб-сервисом совершенствуя и модифицируя виртуальный мир.

Отсюда - http://www.nundesign.com/st/business-net.html

 

Tags: ПЛ, СГО, соцсети
Subscribe

promo banguerski_alex april 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments