Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Об интеллигенции - 4

Я задал Галковскому, в связи с его постом об интеллигенции (http://galkovsky.livejournal.com/120449.html), следующие вопросы:
1. Следует ли понимать слова "человек умер в 17 лет" как метафору, означающую гибель русской интеллигенции в 1917 году? Если нет, то как понимать эти слова?
2. Если да, то принадлежностью к какой интеллигенции Вы гордитесь? К той, которая погибла в 1917 году?
3. Или потом родилась другая русская интеллигенция (из евреев и крестьян)? И Вы гордитесь принадлежностью уже к этой новой русской интеллигенции?

Больше всего бы меня обрадовал такой Ваш ответ: "Не отвечаю, потому что пишу новый пост об интеллигенции, в котором будут ответы и на эти вопросы".

Следующий пост Галковского был посвящен дискуссии вокруг "Варяга": правильно ли действовал его капитан Руднев (http://galkovsky.livejournal.com/120803.html). Привожу последний абзац:

"В конечном счёте, сказанное относится к предыдущему посту об интеллигенции. Евреи в основном придерживались версии «Руднев трус и бездарность, потому что не смог убежать», русские дворовые люди упрекали бездарного труса Руднева в малых потерях. И никто из них сознательно не захотел быть русским образованным человеком. Хотя у евреев с образованием не так плохо, а русскому до русского образованного один шаг. Я думаю жежисты все более-менее образованные. Сам факт регулярного ведения блога уже свидетельствует о каком-никаком образовании и духовных интересах.

(Прошу прощения если кому-то не смог ответить в предыдущей ветке – из-за обилия записей это затруднительно.)"

Последнее явно адресовано мне. Тут Галковский, конечно, лукавит: он не ответил мне не из-за обилия записей - другим-то отвечал! Но я на него не в обиле. Наоборот, его молчание подвигло меня на самостоятельные поиски. Сначала я прошерстил все его реплики в дискуссии вокруг его поста об интеллигенции и выудил наиболее интересное (см.мой предыдущий пост: http://banguerski-alex.livejournal.com/157678.html )

Потом стал читать его произведения. БТ пока не осилил. Зато очень интересными мне показались его статьи, в частности - рецензия на "200 лет вместе" Солженицына: http://www.samisdat.com/2/213-sol1.htm

Ну и, наконец, я решил почитать блог Галковского с самого начала. И не зря. Там много интересного, в том числе - и по нашей теме. Вот, например, отрывок из записи N° 50:

"Биологически я происхождения вполне простонародного. У отца и у матери среднее образование. Мать - рабочая. Отец - "ИТР без диплома". У дедов и бабок образование в лучшем случае начальное. Все прабабки и прадеды - из деревень. Максимальный сословный ранг, до которого дошли мои пращуры при царизме - сельский поп. Более того, природа любит шутить. Из моих предков во втором колене неграмотной была только бабка со стороны отца - Прасковья Леонтьевна. Однако физически она была человеком чрезвычайно умным. Необыкновенно. Чем занималась? Помимо того, что родила 10 детей, работала при советской власти уборщицей, а в старости - шила платица для целуллоидных кукол, наряжала в них голышей и продавала на базаре. Все другие предки или дураки, или интеллекта самого заурядного. То есть биологически умственные способности передались от бабки, которая в 50-х годах сидела на блошином рынке и продавала самодельные игрушки. Меня она очень любила и из-за большой головы и тонкой шеи называла "Шарик на ниточке" :-) Из шести её детей, переживших революцию, четверо получили высшее образование, все шестеро безгранично уважали свою мать и прислушивались к материнским советам даже в зрелом возрасте.

НО. "Прошло детство золотое". Я окончил МГУ, я философ и писатель. И спрос с меня другой. Чего уж тут трясти рабоче-крестьянским происхождением. Я сам, кстати, рабочим был. Но кому много даётся, с того много и спросится. По своему сословию я принадлежу к интеллектуальной аристократии, "цвету нации". Писатель закидывает ногу на ногу: я крестьянин, я из деревни. Нет, ты не крестьянин, а писатель. И будь любезен, как писатель, подчинятся правилам поведения своей, писательской касты. Вот против чего я выступаю. Горький корчил из себя "человека из народа". А был он по происхождению из купцов, а сам он был журналистом (до мозга костей) и писателем. Так чего же кривляться, косоворотку носить. Дело не в косоворотке, а в том что эта "косоворотка" символизирует собой социальную безответственность. Уморил врач пациента и шмыг под операционный стол: я что я ничего, я крестьянин. Нет, ты не крестьянин, а врач. Присягал, клялся клятвой Гиппократа - будь любезен отвечать. Написал книгу плохую - получай "критику" и никакое рабоче-крестьянское происхождение тут не причём. Никаких скидок - наоборот: прозелит должен быть святее папы. "Крестьяне поддержали советскую власть" - "крестьяне боролись против советской власти" - всё это чушь собачья. Поддерживать или бороться могут только люди, имеющие собственное мировоззрение. Но если мировоззрение есть, - а это и есть главный отличительный признак интеллигента, - "будь любезен". Вот против каких "крестьян" я выступал. Против "крестьянина" Ельцина и "крестьянина" Черномырдина".
(http://galkovsky.livejournal.com/12825.html)

А вот - из записи N° 86:
"Как провести сепарацию между советскими и русскими?

Для начала хочу заметить, что советские окончательно сформировались в последнее двадцатилетие. Советские до перестройки были господствующей кастой, "номенклатурой", превратившей народ в быдло, а интеллигенцию - в униженную "прослойку". "Советский народ" было жалко, "номенклатуру" было не жалко совсем. "Рептилии". Поэтому проблема сепарации особо не стояла.

Сейчас единый советский народ есть. 14 частей стали (постепенно становятся) прибалтами, кавказцами, украинцами, молдаванами. 15-ая часть заявила, что там живут никакие не русские, а всё та же "новая историческая общность". Без репрессивного интернационалистского режима все народы "15-ой части" тоже активно превращаются в татар, бурятов и осетин. Но главный народ (по численности) превращается не в русских, а в советских. Точнее, уже превратился. Потому что в культурном отношении даже между эстонцем и советским расстояние с гулькин нос, а между русским и советским - как от земли до луны.

Как отличить советского от русского? Поскольку это не полярные понятия, единого критерия нет. Дробных же признаков - великое множество. Ну, например для советских людей типично:

1. Ненависть к РЕАЛЬНОЙ России (то есть России XVIII-н.XX века). Они любят абстрактную, союзмультфильмовскую Россию (гой еси добрый молодец, шкандерцвейг унтергольм, ай-вай, Фонька-мерц), настоящую же Россию, её устойство, бытовую жизнь, законы, историю, политику, культуру знают плохо и всегда с перекосом в злую карикатуру.

В связи с этим не могу не остановитьсяся на недавней филиппике Константина Крылова по отношению к Салтыкову-Щедрину.

Крылов талантливый, я ему симпатизирую, но тут его перекосило и перекосило биологически.

Щедрин - русский, очень русский человек, образованный (кончил лицей). Его сказки и истории были карикатурами, как карикатуры и воспринимались. "Господа Головлёвы" и т.д. были брюзжанием русского провинциального барина, который вполне мог себе позволить "Москвой запахло" (сценка из его романа: нечистоты лежали вокруг Москвы гигантским кольцом, героиня-помещица подъехала и говорит: "Ну, батюшка, Москвой запахло").

А советские сделали эти карикатуры и ворчалки эпосом, стали изучать в школах. "История одного города" прекрасна и остроумна, как свифтовская желчь - пикантный довесок к Тургеневу и Ключевскому.

Но её стали изучать как "Слово о полку Игореве". Советские школьники о высмеиваемой Щедриным истории Соловьёва понятия не имели. Видели карикатуру на слона, а слона не видели, и считали, что это такая мышь с хоботом на понтах. Гнать Щедрина из школьной программы поганой метлой - здесь Крылов прав. Но из русской культуры? Иудушка Головлёв это русский тип, не менее выразительный и типичный, чем Обломов. Кстати, весовая категория Щедрина и Гончарова примерно равная. Конечно это не Толстой и Достоевский. Но и не Кукольник и Булгарин.

Иными словами, Крылов сделал из карикатуры карикатуру. ХАРАКТЕРНО.

2. Понятие чести, о чём я уже писал подробно. Советский просто не понимает, что это такое. Например, ему кажется нормальным оскорблять других людей в ЖЖ, прячась за псевдонимом. Он не понимет, что это поведение законченной сволочи, сволочи, КОТОРОЙ БРЕЗГУЮТ. Вообще оскорбление вещь малопочтенная, а тут просто кранты. ПРОИГРЫШ. Человек вышел с двухметровым плакатом: "Я СВОЛОЧЬ". А он плакатик в землю втыкает и под ним кувыркается годами. И распрекрасно себя сознаёт.

3. Ненависть к городу и любовь к деревне. Большинство советских является выходцами из деревень, пренебрежительно относящимися к городской культуре. Это глубоко педерастическая точка зрения. Нормальный крестьянин, переехавший в город, деревню ненавидит, само слово "деревня" для него ругательство. Город он тоже может ненавидеть ("пролетариат"), но деревню ненавидит всегда. Любовь к деревне - это абстрактные реминисценции коренных горожан, когда деревня перестаёт к ним лезть в прихожую пьяным мурлом.

4. Карнавалистское происхождение. Советские действительно метисы, как правило русско-еврейские. Не знаю, сколько таких людей среди советских горожан, но в любом случае не менее 1/3. Это евреи с большой примесью русской крови (не менее половины) и русские с некоторой примесью еврейской крови (четверть, одна восьмая, "жена брата" и т.д.). Все советские "ушиблены еврейством", то есть неимоверно преувеличивают значение евреев (неважно со знаком плюс или минус). Думаю это сближает их с Розановым, которого, как я заметил, советские очень любят. Однако для Розанова это был "прикол", а для советского - "судьба".

5. Пьянство. До революции пили и пили сильно в народной среде. Высшие классы пили мало, в том числе и по вышеуказанной причине. Пьянство считалось унизительной болезнью, таких людей презрительно жалели. Среди культурных людей пьянство процветало только в богемной среде, т.е было андеграудной наркоманией. Представить себе человека ранга Никиты Михалкова, похваляющегося, что он выпивает зараз два стакана (!) водки, в России невозможно. Кстати, тема алкоголизма практически отсутствует в классической русской литературе. Пьют эпизодические персонажи, вроде Мармеладова. РОМАНА о пьянстве (Джек Лондон) у русских нет. Что и неудивительно. Даже считающийся человеком из народа Горький выпивал бокал лёгкого итальянского вина за обедом, и то не всегда. Уж автору "На дне", "русскому Джеку Лондону" вроде бы сам Бог велел закладывать за галстук.

6. "Тыканье". Обращение на "ты", кроме близких родственников и однокашников, вызывало у русских устойчивую ненависть.

Ну и так далее. Можно привести десятки примеров. Это РАЗНЫЕ НАРОДЫ.

Существуют некоторые штрихи, позволяющие сразу надёжно отличить русского от советского. До конца 80-х таким определителем была принадлежность к православию. Причём не прозелитизм, а простое "соблюдение обрядов".

Или беспартийность на "партийных" должностях.

Что является лакмусовой бумажкой сейчас - затрудняюсь ответить. Может быть симпатия к Дмитрию Галковскому ;-)

Можно из советского стать русским? К сожалению, да. "К сожалению", потому что это угнетает советскую культуру, превращает её в нечто золотушное, изначально убогое. "На соплях". Лучшие люди десятилетие за десятилетием убегают из советского мира, и гораздо дальше простой эмиграции. Они убегают от него в себя. А там, внутри, времени нет, и русская культура жива. Не меньше, чем латынь или древнегреческий.

Могут ли русские и советские сотрудничать? К счастью, тоже да. Я к этому и призываю. После окончательного выбора 90-х годов это стало возможно. Русские и советские с точки зрения политической окончательно перестали быть конкурентами. Надо только перестать набиваться друг к другу в родственники. Англичане - это англичане. Американцы - это американцы. Пока есть Англия, англичане всегда будут с американцами соперничать. Но если Англия повторила судьбу Атлантиды, почему бы не пожить в Новой Англии допропорядочными американскими гражданами?"
(http://galkovsky.livejournal.com/22355.html?thread=849747#t849747)

Продолжение следует
Tags: Русские, интеллигенция
Subscribe

  • Зафрендил bigdrum

    bigdrum - я узнал о его существовании благодаря его отклику на мою старую (годичной давности) запись "Письменное народное творчество".…

  • Бисмарк о России и Русских

    «Заключайте союзы с кем угодно, развязывайте любые войны, но никогда не трогайте русских» «Превентивная война против России…

  • 9 принципов счастья из разных стран. И десятый - из России.

    Каждый из нас по большому счету приходит в этот мир только с одной целью — стать счастливым. Другое дело, что представления о счастье у нас у…

promo banguerski_alex april 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment