Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Categories:

Приемы нечестной полемики

Решил собрать вместе приемы нечестной полемики, которые я разоблачал на конкретных примерах.

Ответ на http://v-tretyakov.livejournal.com/177909.html?thread=17746933#t17746933

Урок первый: изображать из себя невинную жертву.

Пример: нехороший Саша отказался быть моим другом, да еще обозвал меня другом брянского волка. Все это - в ответ на мою просьбу расшифровать его понимание категории...
На самом деле, Финков, разумеется, называл Сашу "другом" иронически: "друг мой, Бангерский воспел Оду «буржуазно-либеральным ценностям». В этом — весь Образованец". Или: "наш Образованец Бангерский не унывает — ему что? Он ведь колеблется в полном резонансе с Вашингтонским Обкомом".
О друзьях так не говорят.

Урок второй: врать, пользуясь тем, что большинство читающих твой текст не читали или не помнят предыдущий, а проверить поленятся.

Пример: Никаких "просьб расшифровать", разумеется, не было и в помине. Был обычный хамский наезд в обычном стиле Финкова. Желающие могут убедиться: http://v-tretyakov.livejournal.com/177595.html?thread=17631931#t17631931

Урок третий: навешивай ярлыки, не утруждая себя доказательствами.

Примеры: "Поведение Саши типично для Либераста", "наш Саша — просто Журналист.
То есть, как метко сказал Городничий Гоголя — Шелкоперышко! Бумагомарака!"

Урок четвертый: включи оппонента в список заведомо одиозных личностей (косвенное навешивание ярлыков)

Пример: "Имя таким — Легион: Коротич, Шустер, Сванидзе, Познер, Альбац, Политковская, Латынина и Венедиктов . . ."

Урок четвертый: притворная скромность, имитирующая самоуничижение, но так, чтобы всем было ясно, что говорящий - человек достойный (так называемый синдром Иудушки Головлева)

Пример: "Ну, я . . .
Я даже проще Саши. Технический ВУЗ, простой рабочий... Мы университетов не кончали... (пардон, это уже из Ильфа и Петрова).

Урок пятый: апелляция к собственным действительным достоинствам и к сочувствию публики, чтобы привлечь к себе симпатии, и показать низость оппонента, обижающего такого хорошего человека. Широко используется пенсионерами и национальными и расовыми меньшинствами. Значительно реже - инвалидами.

Урок шестой: если вас поймали на вранье, переведите все в шутку.

Урок седьмой: если чувствуете, что проигрываете в споре, прервите его шуткой.


Продолжение выпадов: http://v-tretyakov.livejournal.com/177909.html?thread=17747189#t17747189


Продолжение ответов:
Урок восьмой: приписывай оппоненту то, чего он не говорил или не делал. По возможности, туманно, чтобы тебя не могли поймать на вранье.

Пример: "Когда подлинного Либераста ловят на том, что он ляпнул нечто, в чём он не разбирается, он всегда занимает высокомерную позу и молчит". Что ляпнул оппонент неизвестно. Цитаты, естественно, нет, поскольку цитировать нечего. Когда, кто, где, кого и за что ловил - неизвестно. Но звучит красиво. В эту фразу, как в математическую формулу можно подставлять любые значения. Например: "Когда Финкова ловят на том, что он ворует нечто со свечного заводика, он всегда занимает высокомерную позу и молчит". Обратите внимание, если бы вы обвинили Финкова в том, что он ворует свечи, он бы мог возмутиться и потребовать доказательств. А вот "нечто"...

Урок девятый: переходите на личные особенности и подробности биографии оппонента. Собственно говря, это - первый и главный прием, здесь нумерация не по важности, а по порядку появления в рассматриваемом тексте.

Пример: "В 1991 году Саша объявился в Париже" (на самом деле в 1989) или "он — колбасный эмигрант". Попутно заметим, что местопребывание человека за пределами нашей великой Родины все чаще используется, как доказательство его неправоты и вообще гнусной сущности. Зловещий сиптом. Слово эмигрант снова становится ругательным. Уже проскальзывают приснопамятные выраженьица, типа "в отличие от Саши Брянский Волк никогда Россию не предавал, и не продавал". Но в данном случае мы рассматриваем не конкретное обвинение в предательстве и продажности (навешивание ярлыков мы уже изучали в уроке третьем), а прием перехода на личности, как доказательство неправоты собеседника.

Урок десятый: приписывайте оппоненту нехорошие намерения и некрасивые качества. Пусть докажет, что он не верблюд. Попутно вы заработаете репутацию тонкого психолога, способного читать чужие мысли.

Пример: "Думал Саша встретить сытую старость в Париже". Можно так, а можно и изящнее, с тонким намеком на толстые обстоятельства: "В 1991 году Саша объявился в Париже как убеждённый противник либерализма?" (вопросительный знак - подсказка читателю: за либеральной колбасой поехал наш антилиберал). Этот прием дает неограниченные возможности для полета фантазии, например: "Думал Финков встретить сытую старость на свечном заводике, но его оттуда уволили (как вы думаете, за что могут уволить главного инженера свечного завода?" или "В Чернобыле он объявился как убежденный противник больших заработков?"...

Урок 11й: отрицать право оппонента высказываться о чем бы то ни было, если это не укладывается в рамки его профессии (специальности). Но, разумеется, за собой это право сохранять.

Пример: "Саша филолог.
Я бы прислушался к нему в части правильного применения суффиксов.
А вот его мнение о «буржуазно-либеральных ценностях» - мнение филистёра.
И не более того . . ."
или: "Финков - технолог.
Я бы прислушался к нему в части правильного изготовления свеч".
или: "Финков -юрист-самоучка.
Я бы прислушался к его мнению в части правильного составления кассационных жалоб.
А вот его мнение о (поставить нужное слово) - мнение филистера."

Урок 12й: брось человеку вызов, но не ставь его об этом в известность, а потом, не дождавшись ответа, обвини его в безграмотности (если надо было ответить на какой-то вопрос), в трусости, в глупости, в высокомерном молчании, короче - в чем угодно. Человек-то не ответил!

Пример: "Я совершенно не удивлен, что среди знающих ответ не оказалось НИ ОДНОГО из команды пиджн-либералов: ни Карины, ни Кота, ни Дианы, ни Замятина, ни Бангерского... Их безграмотность приятно оттеняет их политический апломб".


Урок 13й: не можешь возразить - угрожай.

Пример: "во Врага стреляют.
Такова Жизнь.

Так что не советую возвращаться в Россию.

Что-то подсказывает, что вегетарианские времена долго не протянутся.
А там — на Войне как на Войне.

Кстати, уверен, что стрелять будут и в Париже.
Не отсидитесь".

Урок 14й: делай хорошую мину при плохой игре. Проиграв всухую - делай вид, что игра продолжается.

Урок 15й: выдавай свое поражение за победу. Те, кто не в курсе - поверят. Кто в курсе - оценит твое мужество.

Урок 16й скажи о детали, умолчи о главном.

Пример: "Фомкина МРАЗЬЮ обозвал". А о том, что Фомкин после этого публично попросил прощения, фактически согласившись с тем определением, которое ему было справедливо дано - молчок.

Урок 17й: лги.

Пример: "Он кричал, сопротивлялся. Ну — помяли мы его маленько". Кто - мы? Как помяли? Не ответив ни слова на первую дюжину "Уроков"?


Урок 18й: если вас полностью уничтожили в споре и дискуссия окончательно проиграна, сделайте вид, что она не имела для вас никакого значения.

Пример: на этот раз, для разнообразия, не из Финкова, а из Ильфа и Петрова: "Вы - жалкая, ничтожная личность, - заявил Паниковский", "Волчица ты, тебя я презираю, волчица старая и мерзкая при том, - причитал ямбом Лоханкин".

Урок 19й: "перевод стрелок" или смена темы.

Урок 20-й: Вместо аргументов ссылайся на авторитеты. При этом любой сомнительный или никому не известный "авторитет" подавай, как носителя истины в конечной инстанции:
<Почитайте историка Алексея Исаева
Он профессионально закрыл тему Резуна, оставив ее
для обсуждения разве что домохозяйкам.>

Кому интересно, что представляет собой "историк" Исаев, можете полюбопытствовать: "Стремительный домкрат Алексея Исаева"

Добавлю к этим "урокам" несколько "правил", которые я вывел, полемизируя с Д.Галковским:
http://galkovsky.livejournal.com/131516.html?thread=21576636#t21576636

Правило номер один: если не можешь опровергнуть критику, игнорируй ее.
Пример: человек утверждает, что украинец не будет воевать против "таких же, как он, русских".
Контраргумент, что украинцы воевали против русских и в гражданскую и в Отечественную, и раньше - игнорируется (поскольку опровергнуть его невозможно).

Правило номер два: не просто игнорируй неопровержимые аргументы противника, а, по возможности, отвлеки внимание, прицепившись к чему угодно и рассказав в этой связи любую занимательную историю.
Пример: раз, в качестве примера украинца, воевавшего против русских, упомянут Мазепа, расскажи что-нибудь о нем. Например, что он был гнусный предатель, преданный анафеме. Это, правда, никак не опровергает того факта, что украинец Мазепа (и все те украинцы, которые воевали под его началом) воевал против русских, но внимание отвлекает.

Правило номер три: внимание читателя (слушателя) надо переключить несколько раз, чтобы он не вспомнил, о чем шла речь в начале.
Пример: с Мазепы переключаем внимание на Троцкого. С Троцкого - на Ленина. С Ленина - на поляков. Оп! Под каким наперстком шарик?


Урок номер четыре: используй разные значения одного слова.
Пример: ты ляпнул, что украинец "не будет он воевать против таких же, как он, русских". Тебе указали, что это - чушь, что украинцы воевали с русскими (не украинский народ с русским, а именно отдельные, но весьма многочисленные украинцы). Тогда, не моргнув глазом, веди речь уже не об отдельных украинцах, а о народе в целом. Тем самым, кстати, отвлекай внимание (правило номер два) от того, что ты сам только что говорил об "украинцах", как о подмножестве, входящем в множество "русских". То есть утверждал, что русские не будут воевать против "таких же, как они русских". Поскольку гражданская война - неопровержимое доказательство обратного, надо снова переключить внимание - теперь уже на кастильцев с каталонцами (правило номер три).

Урок номер пять: обезоружь оппонента доброжелательностью.
Пример:
"Мне кажется, Вы совершаете характерную ошибку для молчаливого человека - придаёте слищком большое значение "игре словами". Люди же говорят просто и их цель - передача информации, выяснение истины. Поэтому к собеседнику надо быть великодушным. Почему вы решили, что я хочу Вас обмануть, заморочить Вам голову? Я просто беседую. Любая беседа ведётся добродушно".
Tags: Галковский, правила игры
Subscribe

  • Русские во Франции (окончание)

    Завершаю список (далеко не полный) известных французов - выходцев из России. В нем не хватает, например, Шарля Азнавура, Ивана Реброва, Пьера…

  • Русские во Франции

    Наткнулся на интересную статистику: В 2016 году во Франции жили 51.379 иммигрантов из России, в том числе - 14.968 младше 15 лет, 7.498 - от 15 до…

  • Зафрендил belenky

    belenky - Марья́н Дави́дович Бе́ленький (род. 29 июня 1950, Киев) — украинский, российский и израильский литератор, переводчик, журналист,…

promo banguerski_alex april 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments