Увесистая металлическая модель миланского собора, подобная той, которую Массимо Тарталья запулил в лицо итальянскому премьеру, стоит, как минимум 10 евро – цена для сувенира немалая. Но вполне возможно, что теперь цена подскочит: по словам торговцев, иностранные туристы предпочитают их всем другим сувенирам, а многие местные жители, не питающие особой любви к Берлускони, покупают их на память о столь значимом для них событии. Или для проведения любительских судебно-медицинских экспериментов - им не верится, что столь небольшой предмет может нанести столь серьезные повреждения.
Впрочем, в умелых руках и игрушка может стать оружием. И никакая, даже самая профессиональная, охрана не может гарантировать безопасность «объекта» на сто процентов, если этот самый «объект» любит общаться с народом. Ветераны «девятки» (9-го управления КГБ, предшественника ФСО) помнят, как усложнилась их работа при Горбачеве: тот позволял себе немыслимое при его предшественниках – идти в толпу, разговаривать с людьми.
Ну и Берлускони туда же: как и прочие западные лидеры, играет в демократа, руки пожимает, заигрывает с избирателями. Вот и доигрался. До добра такие игры, как известно, не доводят. Нет бы сидеть за бронированным стеклом, как Папа римский в своем «папамобиле».
Хотя и это не помогает. Тот же Папа (вернее – другой, Иоанн-Павел II, в миру – Войтыла), как известно не уберегся в 1981 году от пуль Мехмета Али Агджи. Чего уж говорить о простых смертных, даже если это президенты, премьер-министры и прочие лакомые для террористов и сумасшедших цели. Их не останавливают ни сверхсовременные техсредства, ни телохранители, готовые, в буквальном смысле слова, грудью прикрыть «объект», ни суровое заканодательство – покушавшийся в 1962 году на генерала де Голля был казнен.
Длинен список лидеров и вождей, ставших жертвами покушений, и нет ему конца. В нем – Юлий Цезарь и Вильгельм Оранский, французские короли Генрихи – Третий и Четвертый, наш Александр Второй и целая череда американских президентов: Линкольн, Гарфилд, Маккинли, Кеннеди. Надо сказать, что порой политическое убийство бывает весьма эффективно: выстрел в эрцгерцога Фердинанда привел к Первой мировой войне. В этом же списке трое представителей семейства Ганди, Ицхак Рабин, Рафик Харири, Беназир Бхутто…
А уж неудачные покушения или клоунские выходки вроде швыряния ботинка – и вовсе стали рутиной. Не для спецслужб, конечно. А для их подопечных. Для которых это все –часть профессионального риска.
Александр Мелик-Нубаров.
Газета "Россия", Номер 48 (17.12.2009)
http://russianews.ru/archive/29532
Journal information