Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Categories:

Сколько дивизий у Папы Римского?

Сколько дивизий у Папы Римского?

Если визит президента Медведева в Италию был в общем-то рутинным, хотя и весьма плодотворным, то посещение Ватикана и встреча с 265-м по счету наместником Бога на земле (как считают католики) Бенедиктом XVI открыли новую страницу в наших отношениях со Святым Престолом.
Утверждают, что в мае 1935 года министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль попросил Сталина улучшить положение католиков в СССР, чтобы не ссориться с могущественным Папой Римским, на что Сталин, со свойственным ему брутальным юмором, поинтересовался: «Папа? А сколько у него дивизий?».
По другой версии эта реплика был адресована Черчиллю. Вот как описывает эту сцену в своих воспоминаниях переводчик Сталина Валентин Бережков:
«в 1944 году в обстановке, когда СССР нес главное бремя борьбы против гитлеровской Германии, важно было убедить Сталина в том, что его приняли в компанию западных демократий.
- В будущем мире, ради которого наши солдаты проливают кровь на бесчисленных фронтах, - говорил британский премьер своим, рассчитанным на историю, высокопарным слогом, - наши три великие демократии продемонстрируют всему человечеству, что они как в военное, так и в мирное время останутся верны высоким принципам свободы, достоинства и счастья людей. Вот почему я придаю такое исключительное значение добрососедским отношениям между возрожденной Польшей и Советским Союзом. Из-за свободы и независимости Польши Британия вступила в эту войну. Англичане чувствуют моральную ответственность перед польским народом, его духовными ценностями. Важно и то, что Польша - католическая страна. Нельзя допустить, чтобы внутреннее развитие там осложнило наши отношения с Ватиканом...
- А сколько дивизий у папы римского? - внезапно прервал Сталин рассуждения Черчилля.
Британский премьер осекся. Он никак не ожидал такого вопроса. Ведь речь шла о моральном влиянии папы, причем не только в Польше, но и на всем земном шаре. А Сталин, еще раз подтвердив, что уважает только силу, вернул Черчилля на землю из заоблачных далей».
Сталин любил повторять свои шутки. Но вряд ли ему посмели передать ответную остроту Пия ХII:
"Можете сообщить моему сыну Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах".
Однако, и Сталин, и, тем более, Папа Римский, прекрасно знали, что Ватикан силен и в миру. Недаром обращения понтификов в свое время начинались «Urbi et Orbi» - «К Городу и Миру». И даже если считать, что речь идет только о католическом мире (хотя, разумеется, амбиции Святого Престола им не ограничиваются), то это – самая многочисленная из христианских церквей, насчитывающая более миллиарда человек. В то время, как православных по разным подсчетам – 250-300 миллионов.
Католики могли бы быть и еще многочисленнее, если бы князь Владимир в 986 году в ходе знаменитого «испытания вер» не отверг западный вариант христианства из-за претензий Папы Римского на светскую власть и необходимости вести богослужение на непонятном латинском языке (тогда же, если верить летописям, Владимир Красное Солнышко произнес свою сакраментальную отповедь мусульманам, расхваливавшим преимущества ислама: «Руси есть веселие пити не можем, без того быти...»).
Креститель князь Владимир сделал выбор в пользу византийско-греческого обряда, но контакты с Римом находил полезными и важными. Небесным покровителем Руси был полумифический четвертый Папа Римский Климент, мученически погибший в Крыму. Его мощи, открытые в Херсонесе святым Кириллом, считались главной христианской святыней государства.
Отношения Руси и Рима необычайно оживились в 40-50 годы XIII века в связи с татарским нашествием. Инициатором консолидации перед лицом общей угрозы под эгидой Святого престола стал князь Даниил Галицкий. Он принял от Папы Иннокентия IV королевский титул и был коронован венцом, присланным из Рима. Состоял в дипломатических сношениях с папской курией и Александр Невский, желавший по примеру Даниила добиться от Папы запрета для крестоносцев на территориальную экспансию в северо-западных землях.
В 1438-1439 годах сначала в Ферраре, а затем во Флоренции прошел Вселенский собор, итогом которого стало подписанное Папой Евгением IV и восточными иерархами соглашение о церковной унии. На соборе присутствовала внушительная делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Киевским и Всея Руси Исидором. Возвращаясь из Италии, Исидор возвещал клиру и мирянам благую весть о воссоединении латинской и греческой церквей. Однако в Москве он встретил более чем холодный прием. На третий день после прибытия он был арестован по приказу великого князя Василия II, обвинен в ереси и сослан в монастырь, откуда впоследствии бежал в Литву.
В 1472 году в римском соборе Святого Петра состоялось бракосочетание по латинскому обряду греческой принцессы Софьи Палеолог с московским князем Иваном III, которого на церемонии представляло доверенное лицо (процедура, отсутствующая в православном каноне). Когда кортеж великой княгини приблизился к Москве, митрополит Филипп I заявил, что покинет город, если сопровождающий Софью папский легат явится на шествии с латинским крестом. А в 1523 старец Псковского монастыря Филофей написал письмо Василию III, в котором выдвинул концепцию Третьего Рима – им стала Москва после завоевания Константинополя крестоносцами.
В «Православном противо-католическом катехизисе» (1916 г.) так излагаются главные расхождения двух церквей: «католики учат, будто римский папа есть глава всей Церкви и наместник Бога на земле, утверждают, что папа не может ошибаться, когда рассуждает о вере, и потому называют его непогрешимым, веруют, будто Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына, признают непорочное зачатие Пресвятой Богородицы…»
Дипломатические отношения России с Ватиканом были установлены в 1816 году. После польского восстания 1863 года они были разорваны почти на 30 лет. Вторично их прервала Октябрьская революция.
Восстановление дипотношений было результатом личной договоренности Папы Иоанна Павла II и Горбачева 1 декабря 1989 года. Но на уровне представительств, а не посольств. И лишь нынешний визит президента Медведева открыл качественно новую страницу в долгой истории контактов самой большой в мире страны с самым маленьким по территории, но, быть может, самым влиятельным государством на Земле.
Это событие, естественно, усилило интерес к возможности встречи глав двух Церквей. Она возможна лишь при условии, если это мероприятие «будет хорошо подготовлено». С таким заявлением выступил «министр иностранных дел» РПЦ, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Илларион.
Межцерковные проблемы, как напомнил архиепископ Иларион, нужно разрешать «иными средствами, которые не решатся просто путем установления дипломатических отношений». В первую очередь это проблема Западной Украины, где до сих пор существует напряженность во взаимоотношениях православной и униатской церквей.

«Мы ожидаем от Ватикана, от Римско-католической церкви конкретных шагов, которые показали бы, что есть желание идти навстречу, есть желание залечить те раны, которые были нанесены тяжелейшим периодом начала 90-х годов, когда более 500 православных храмов были насильственно захвачены греко-католиками, а православные верующие были оттуда изгнаны, -- озвучил официальную точку зрения РПЦ владыка Иларион.—И мы предлагаем конкретные пути решения тех проблем, которые существуют».

Вместе с тем православные иерархи отмечают, что некоторые подвижки в отношениях Москвы и Ватикана все же налицо. Если о разрешении канонических споров на Украине говорить пока рано, то в самой России Ватикан приостановил свою «экспансию» -- напомним, что в конце 90-х—начале 2000-х в России были учреждены епархии католической церкви без предварительного согласования с РПЦ. В таких условиях российская власть «поступала мудро, воздерживаясь от дипломатических отношений с Ватиканом», отметил замглавы ОВЦС иеромонах Филипп Рябых. Теперь же ситуация, «которая характеризовалась наличием католического прозелетизма, переломилась, и католические структуры на территории России открыты к взаимодействию с Русской православной церковью—с церковью большинства», констатировал о. Филипп. Он призвал не забывать и о том, что позиции двух церквей по общегуманитарным вопросам, будь то социальные проблемы или «общее понимание концепции образования в современном мире», зачастую совпадают. Не следует забывать и о том, что нынешние главы католической и православной церквей, в отличие от их предшественников, уже встречались, будучи «простыми» кардиналом и митрополитом.

Алесандр Бангерский,
Спец.корр. «России»,
Ватикан-Москва.

Номер 47 (10.12.2009)
http://russianews.ru/archive/29339
Tags: "Россия", Ватикан, Италия, Медведев, Папа Римский, Сталин, газета "Россия", из моего, из напечатанного
Subscribe

  • Неожиданный финал!

    Побег с работы… Дача секретарши… Коньяк. Конфеты. Вместе душ. И дальше… Безумие…. Безумие… Потом Вы чинно…

  • Александр Харчиков. Гнильё нации

    "Совесть нации". Кто славословить был готов Вождя на тысячи ладов, Кто о репрессиях стенал И о ГУЛагах вспоминал? Кто…

  • Эдуард Шляпников - Новый Козьма Прутков

    Продолжаю копипастить подборку стихов Эдуарда Шляпникова - Нового Козьмы Пруткова: Вздрогнет под ногой порог… Вздрогнет под ногой порог…

promo banguerski_alex april 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments