Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Измениться или погибнуть...

Александр Бангерский, собкор «России»
4 февраля 2010 г.
статья на сайтеотправить по почте
Измениться или погибнуть…
 

Как известно, король франков Хлодвиг, приняв в 496 году христианство, “сжег все, чему поклонялся, и поклонился тому, что сжигал”. Его примеру последовал президент Французской Республики Николя Саркози, чьи выступления, а главное, чья политика раньше были квинтэссенцией либерализма. Он открыл Давосский форум поистине сенсационной речью

Президент – антиглобалист?

Прекрасный оратор, Саркози сразу же взял быка за рога: “Пусть будет ясно: я приехал сюда для того, чтобы сказать, что мы все должны извлечь уроки из кризиса. Почему мы должны все вместе извлечь уроки? Потому, что мы все несем за него ответственность. А главное, потому что мы отвечаем за тот мир, который мы оставим нашим детям”.

 

Признав собственную вину, но разделив ее поровну между всеми присутствующими, президент Франции констатировал: “Без вмешательства государств все бы провалилось. Это не вопрос либерализма, этатизма, социализма, левых или правых; это реальность. И было бы безответственно не извлечь из событий годичной давности вывод, что мы должны коренным образом измениться”.

Надо признать, человек на трибуне, который раньше был всем известен как отъявленный либерал, начал с себя. Саркози продолжал почти белым стихом:

“Этот кризис – не только глобальный кризис.

Этот кризис – не только кризис в мире глобализации.

Этот кризис – кризис самой глобализации.

Само наше видение мира оказалось ошибочным.

Следовательно, само наше видение мира следует исправить”.

Произнеся эту филиппику в адрес глобализма, Саркози поглядел в притихший зал. И пояснил, что он все-таки не против свободы передвижения людей и товаров, не против свободной конкуренции. Но, подчеркнул он, и финансы, и свобода обменов, и конкуренция – лишь средства, а никак не самоцель. Не надо путать средство и цель, призвал он.

Глобализация встала на ложный путь с того момента, как было признано, будто “рынок всегда прав, без оговорок и без ограничений”.

Истоки кризиса Саркози видит в отказе от регулирования финансов, на который пошли, чтобы было легче финансировать дефициты тех, кто потреблял слишком много, за счет тех, кто потреблял недостаточно. Накапливание неравновесия стало и двигателем, и последствием финансовой глобализации.

Глобализация началась с глобализации сберегательных накоплений, считает французский президент. Ему “совершенно ясно, что глобализация накоплений породила мир, в котором все было отдано финансовому капиталу и почти ничего труду”.

Этот мир придуман не нами

Оратор критиковал этот мир, в котором предпринимателя оттеснил спекулянт, в котором рантье имеет преимущество перед тружеником, и все это породило такой капитализм, в котором стало нормой играть с деньгами, предпочтительно с чужими, стало нормой зарабатывать легкие деньги, зарабатывать крайне быстро, зарабатывать огромные массы денег, без усилий и часто без создания материального богатства и рабочих мест.

Одна из самых шокирующих черт этого капитализма, “которому мы позволили родиться”, в глазах Саркози – это то, что все жили сегодняшним днем, а о будущем не думал никто. “Все – для сегодняшнего дня и немедленно и ничего – для будущего”. Пренебрежение к будущему выразилось в неразумной погоне за максимальной прибылью. Спекуляции, пресловутый “эффект рычага” подхлестывали эту гонку.

Бичуя и обличая всю систему экономической статистики, президент одной из ведущих стран мира признал: по статистическим данным, доходы росли, но в реальной жизни люди видели, что неравенство продолжает углубляться. По статистике, уровень жизни рос, а число тех, кто все сильнее ощущал трудности в жизни, непрестанно увеличивалось.

Поэтому мы не можем отдать поиск решений одним только специалистам по статистике, считает Саркози: “Мы должны выйти из цивилизации экспертов, которые дискутируют только в своем кругу, каждый в своей области. Мы должны думать все вместе, потому что речь идет не только о технических вопросах. Если мы этого не сделаем, мы принимаем на себя недопустимые риски в отношении нашего будущего”.

Саркози убежден: необходимо изменить правила работы банков, правила бухгалтерских и финансовых расчетов, необходимо определить: “куда мы хотим привести наш капитализм?”.

Раскладывая риски на всех, тем самым уничтожают личную ответственность: “Если без конца делить риски, ответственных больше нет. А если нет ответственных, то это уже не рыночная экономика”. С другой стороны, “если ставить свободу торговли превыше всего, мы ослабляем Демократию, потому что граждане ждут от Демократии защиты” (в тексте выступления Саркози слово “Демократия” было написано именно так – с заглавной буквы; но оратор и голосом сумел выразить это).

“Смотрите: в МОТ, в МВФ, во Всемирном банке, в ФАО, в “Большой двадцатке” – везде обсуждается одно и то же – великий вопрос ХХI века: как вновь поставить экономику на службу человеку? Этот вопрос стоит перед всеми руководителями. Как сделать, чтобы экономика перестала быть целью и стала средством? Как прийти к такой глобализации, где каждый, развиваясь сам, вносил бы вклад в развитие других? Как построить такую глобализацию, в которой было бы больше сотрудничества и меньше конфликтов?”.

Тут Саркози попросил, чтобы его правильно поняли: он не предлагает искать, чем бы заменить капитализм. Он лишь задает вопрос: “Какой капитализм мы хотим иметь?”. Слушатели вздохнули с облегчением.

А он продолжал: “Кризис, который мы переживаем, это не кризис капитализма (слышал бы его Маркс!). Это – кризис извращения капитализма. Капитализм всегда был неотделим от некой системы ценностей, от проекта цивилизации, от определенной идеи человека”.

Чисто финансовый капитализм есть отклонение, которое пренебрегает ценностями капитализма, считает Саркози. “Но антикапитализм – это еще больший тупик. Антикапитализм не дает никакого решения. Не существует никакой другой системы, кроме рыночной экономики” (интересно, он что, оправдывался перед аудиторией или же старался убедить ее, опасаясь что присутствующие обратятся в марксистско-ленинскую веру?).

“Мы спасем капитализм и рыночную экономику, если преобразуем их, сделав их нравственными, – обещал Саркози собравшимся в Давосе. – В чем же мы нуждаемся, если не в правилах, в принципах, в таком управлении, которые отражали бы общие, разделяемые всеми ценности?” – задал он риторический вопрос. И продолжал снова почти белым стихом: “Нельзя править миром в ХХI веке по правилам ХХ века. Нельзя управлять глобализацией, держа в стороне половину человечества. Нельзя принимать решения, связанные с глобализацией, без Индии, Африки или Латинской Америки. Это безумие”.

Глава Французского государства поставил вопрос ребром – измениться или погибнуть: “или мы изменимся сами, или изменения нам будут навязаны. Чем? Кем? Экономическими кризисами, политическими кризисами и социальными кризисами (читай: революциями. – А. Б.). Если мы будем сидеть сложа руки, система будет сметена, и заслуженно!”.

Саркози признал, что французов подозревают в чрезмерном пристрастии к государственному регулированию экономики (недаром шутят, что после краха социализма единственной социалистической страной остается Франция). Но, подчеркнул он, “если избыток правил убивает динамизм, то отсутствие правил убивает капитализм!”.

Решающим прорывом, настоящей революцией, с точки зрения Саркози, было бы поставить трудовое право, право на здоровье, право на охрану природы наравне с правами в области торговли. Конкретно это выразилось бы в том, чтобы международные организации, специализирующиеся в этих областях, могли бы вмешиваться в решение разногласий между странами, имели бы право голоса, причем решающего. “А сейчас мы, заседая в ВТО или в МВФ, игнорируем то, что сами же решили, заседая в ВОЗ или в МОТ. Международное сообщество не может продолжать оставаться шизофреническим! Да, мы все – шизофреники! Одни и те же страны, одни и те же люди в одном и том же году не могут говорить совершенно противоположные вещи в зависимости от того, где они выступают”.

http://russianews.ru/newspaper/30459/30514
Tags: "Россия", ЕС, Европа, Саркози, Франция, из моего, из напечатанного
Subscribe

  • «Бублички»

    Однажды Исаака Дунаевского спросили: «Какая ваша самая любимая песня протеста?» – «Бублички», – ответил…

  • Русские во Франции (окончание)

    Завершаю список (далеко не полный) известных французов - выходцев из России. В нем не хватает, например, Шарля Азнавура, Ивана Реброва, Пьера…

  • Русские во Франции

    Наткнулся на интересную статистику: В 2016 году во Франции жили 51.379 иммигрантов из России, в том числе - 14.968 младше 15 лет, 7.498 - от 15 до…

promo banguerski_alex апрель 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments