Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

День без машин

Александр Бангерский, собкор «России»
24 сентября 2009 г.
версия для печатиотправить по почте
День без машин
 

С 16 по 22 сентября Европейский союз в восьмой раз проводил Неделю подвижности. Так называется инициатива, зародившаяся в 2000 году, когда европейский комиссар по охране окружающей среды Марго Валлстрем предложила проводить День без автомобиля

 

С 16 по 22 сентября Европейский союз в восьмой раз проводил Неделю подвижности. Так называется инициатива, зародившаяся в 2000 году, когда европейский комиссар по охране окружающей среды Марго Валлстрем предложила проводить День без автомобиля. Через два года день превратился в неделю, но это не значит, что в городах-участниках движение замирает на семь дней. Просто муниципалитеты, подключившиеся к операции (их теперь более 2000 в 39 странах мира), всю неделю готовят своих граждан к тому, что в последний ее день – 22 сентября им придется обходиться без машин.

Интересно, что к этой инициативе присоединилась и Москва, хотя здесь пока лишь ограничиваются общими призывами отказаться от автомобилей и пересесть в не очень опрятное и изрядно подорожавшее столичное метро. Удовольствие же от поездки на столичной подземке более чем сомнительное.

Местные власти в странах Евросоюза с помощью газет, радио и телевидения, всякого рода наглядной агитации и массовых мероприятий внушают жителям, как хорошо в городе, когда нет пробок и заторов, как приятно погулять по пустым улицам пешком, как удобно добираться до работы городским транспортом или на велосипеде… А в финале горожане могут убедиться в этом на практике, поскольку центр перекрывают для движения.

Вообще-то говоря, люди и без этого все знают: такое происходит каждое воскресенье. Но одно дело, когда тебе не надо спешить на службу, и совсем другое, ежели вместо привычного движения на собственном «Пежо» или «Ситроене» со скоростью, порой уступающей пешеходной, ты в будний день легко добираешься, куда тебе нужно, в автобусе или крутя педали. Не надо ломать голову, где припарковать машину.

В Париже, например, даже если и повезет найти место на платной парковке вдоль тротуара (а других просто нет), надо выбегать из офиса каждые два часа, чтобы заплатить за очередной талончик. Причем, как назло, ближайший автомат для продажи этих талончиков не работает, бежишь к другому, который метрах в 20 от первого. Тут выясняется, что кредит на твоей карточке для оплаты парковки кончился, а монет этот автомат не принимает. Ищешь табачный киоск, где можно купить новую карточку. Когда наконец возвращаешься к своей машине, под дворником уже гордо синеет квитанция штрафа, которую в твое отсутствие выписали всеми ненавидимые «обержины» («баклажаны» – так называют штрафовальщиц из-за цвета их униформы).

Но это, повторяю, если тебе повезло и ты после нескольких кругов по близлежащим кварталам вокруг места твоей работы нашел искомое свободное место. Нередко бывает, что к одному и тому же месту подъезжают сразу два автомобиля, и шоферы долго препираются, кто подъехал раньше. Иногда доходит и до рукопашной. Ну а если место не найдено или, что еще обиднее, его заняли у тебя под носом, едешь в подземный паркинг километра за два. Такие паркинги появились за последние годы по всей центральной части Парижа, они уходят вглубь на 5–8 этажей.

Цена этого удовольствия, что на поверхности, что под землей, вполне ощутимая: минимум 3 евро в час. Но это куда лучше, чем штраф в 30–50 евро, который приходится почти неизбежно платить, оставив машину даже ненадолго в неположенном месте – на пешеходном переходе, у въезда во внутренний двор здания или на автобусной остановке. О парковке во втором ряду или в ряду, выделенном для автобусов, я и не говорю. А если не уплатить в течение месяца, штраф удваивается.

Правда, есть люди, которые могут себе позволить не бояться штрафов. Это не только богачи, но и те, за которых платит организация. Но таких немного. Кроме денег нарушителям грозит и опасность не найти машину там, где они ее бросили. Специальный буксир приезжает довольно быстро, иногда – в течение 15 минут. Тогда приходится звонить в специальную информационную службу, они сообщают, где можно забрать машину. Тут уж счет идет на сотни евро и возрастает с каждым днем.

Короче, мучения, связанные с передвижением на собственных четырех колесах, далеко превосходят удобства. Подсчитано, что средняя скорость автомобиля в городе ниже, чем скорость велосипедиста в том же городе. Поэтому многие пересаживаются на железного коня. Совсем не обязательно на своего: парижская мэрия создала новый вид общественного транспорта – систему проката велосипедов.

Система называется «Велиб» – сокращение от velo libre («свободный велосипед»). Заплатив 25 евро за годовую карточку, любой парижанин может воспользоваться одним из 20 тысяч велосипедов, размещенных на 1500 стоянках по всему городу. Причем, естественно, совсем не обязательно возвращать его на ту же стоянку. Первые полчаса – бесплатно. Следующие 30 минут – всего один еврик. Дешевле билета на метро! К тому же этот вид транспорта в отличие от всех остальных (ну кроме такси) действует круглые сутки. Для туристов есть недельные и однодневные карточки.

Эта поистине гениальная идея пришла в голову хозяину известной фирмы «Деко» Жану Клоду Деко еще в 90-е годы. Понадобилось более 10 лет, чтобы пробить бюрократические препоны, и 15 июля 2007 года на улицах Парижа появились первые «Велибы», без которых теперь невозможно себе представить жизнь французской столицы. Если нет дождя, за один день их берут 80–100 тысяч человек. За два года число пользователей перевалило за 60 миллионов.

http://russianews.ru/newspaper/27284/27347
Tags: "Россия", Франция, из моего, из напечатанного
Subscribe

  • Путину пора брать власть

    Путину пора брать власть Время решать и решаться. Сейчас или никогда. Исключительно удобный момент. Уникальная возможность сделать без помех всё,…

  • Адский коктейль

    Боюсь, что в России всё будет даже хуже, чем в Италии. Мы ведь по ментальности очень схожи. Причем русский похуизм надо ещё помножить на советское…

  • Экспромт

    Сегодня наткнулся на объявление о вакансии. Чтобы постулировать свою кандидатуру, надо было ответить на ряд вопросов, в том числе - на такой:…

promo banguerski_alex апрель 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments