Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Category:

ЕГО ЗНАЮТ НЕ ВСЕ, НО ОН ЗНАЕТ ВСЕХ!

ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ

ЕГО ЗНАЮТ НЕ ВСЕ
НО ОН ЗНАЕТ ВСЕХ!

Не секрет, что на Западе доминирует образ непрозрачного и закрытого государственного аппарата и корпоративного бизнеса России. То, что это мнение предвзято, подтверждает хотя бы тот факт, что в России уже 15 лет существует не имеющая аналогов в мире серия русско-английских справочников о государственной власти, бизнесе и экономике с уникальным уровнем деталей и отвечающая самым высоким требованиям дизайна, полиграфии и информации. При этом она на 100 % является российским продуктом — от концепции и используемых самых современных информационных технологий до производства и маркетинга. «Издания Максимова» являются примером успешного малого бизнеса, который даже в кризис обходится без помощи и дотаций государства. Как это удается, нашему корреспонденту рассказывает главный редактор «ИМ» Андрей МАКСИМОВ.

-Можно, я начну с провокационного вопроса?
— Ну давайте.

— Вы ведь издаёте только справочники с должностями и телефонами, да ещё календари с днями рождения. Какой же вы главный редактор? Просто генеральный директор и владелец издательства. Вам же вообще редакторы не нужны, только корректоры.
— Нет уж, извините. Главный редактор в любом издательстве — это тот, кто, помимо всего прочего, отвечает за контент, или, если выражаться нормальным русским языком, за содержание. Вы что же, думаете, что ответственность за содержание справочника или календаря меньше, чем за стихи или детские книжки, где картинок больше, чем текста? При всём моём уважении к художественной литературе, которую я очень люблю, уверяю вас, что требования к справочным изданиям куда жёстче и конкретнее. Слава богу, прошли те времена, когда главред головой отвечал (причём иногда — в буквальном смысле слова) за любую опечатку, если только в ней могли усмотреть политический смысл. В те годы — да, техническую литературу выпускать было спокойней, хотя и там могли усмотреть вредительство. Между прочим, тому, что эти времена прошли, будем надеяться — навсегда, мое издательство обязано уже самим фактом своего существования.

— Почему же?
— Да потому, что ещё каких-нибудь 20 лет назад казалось немыслимым, чтобы в открытом издании появились имена, должности, адреса и телефоны государственных чиновников любого ранга. Ну, кроме министров.
В 1995 году я с моими английскими партнёрами (сыновьями и наследниками знаменитого издателя Роберта Максвелла) отпечатал в Оксфорде первый в мире двуязычный русско-английский справочник «Кто правит в Российской Федерации». Успех был колоссальный. За ним последовали другие книги: «Кто правит в Москве», «Кто правит в Санкт-Петербурге», «Правительство РФ», «Партии и организации», «Госдума», «Местные власти»…
В 1998 году мы столкнулись с глубоким кризисом. Если помните, в том году правительство сменилось три раза. Мы готовили книжку, тратили большие деньги, но дважды пускали тираж под нож. Поэтому в 1998‑м приняли стратегическое решение диверсифицировать издательскую программу и для стабилизации бизнеса начали выпускать справочники по отдельным отраслям: связь и информатика, транспорт и логистика, топливо и энергетика, руда и металлы, ТВ, радио и печать, лес и бумага, индустрия продовольствия, машины и оборудование, финансы и инвестиции и т. д
Итогом этой работы стало появление в 2006 году нашего самого популярного издания — «Кто правит бизнесом в России». Это уникальный справочник, до сих пор не имеющий конкурентов. Ещё недавно невозможно было представить, что он в принципе может появиться на свет. Согласитесь, что до перестройки у нас в стране бизнес если и был, то только теневой. Частного сектора в промышленности просто не существовало. Не говоря уже о том, что и частное издательство было вещью невозможной, невообразимой.

— И каковы же итоги пятнадцати лет существования?
— За эти годы мы выпустили 156 справочников, то есть в среднем более 10 в год. Совокупный тираж — более миллиона экземпляров. На сегодняшний день наша серия состоит из 45 различных изданий. У нас практически нет конкурентов. А несколько лет назад мы создали вообще уникальный продукт: календарь дней рождения. Идея родилась случайно: один мой друг, индийский бизнесмен, посетовал, что в России поздравляют не с именинами, дату которых, зная имя человека, легко узнать, а с днём рождения, который ни в одном справочнике не найдёшь. Его помощникам приходилось тратить уйму времени на поиски этой информации.
Сначала я сделал календарь «Власть и бизнес России в днях рождения» в качестве необычного, оригинального корпоративного подарка нашим партнёрам и клиентам. Но успех был такой, что на следующий год мы пустили календарь в продажу, а теперь выпускаем и отраслевые версии. Календари являются хорошим дополнением к нашим основным изданиям.

— А вам не кажется, что бумага — это тупик, что Интернет вас уничтожит?
— Пока остаются любители печатных изданий, которые предпочитают книгу монитору компьютера, мы будем продолжать выпускать традиционные бумажные версии. Тем более что много книг мы выпускаем в подарочном оформлении. Такие подарки пользуются большим успехом у бизнесменов, потому что ими пользуются целый год, а не ставят навсегда на полку, что частенько происходит с роскошными, но бесполезными сувенирными альбомами.
Хотя конечно же мы понимаем, что будущее — за электронными носителями информации. И наша уникальная база данных позволяет очень оперативно создавать любые информационные продукты в любом формате. Но, опасаясь пиратского копирования наших относительно дорогих справочников, мы до последнего времени ограничивались электронными версиями только узкоспециализированных изданий (например, «Трубопроводы России»). Но и бумага не спасает — пираты всё равно нападают на наши самые популярные издания: покупают один экземпляр, фотографируют все страницы, а затем записывают диск в формате pdf. Правда, серьёзного ущерба им нанести нам всё-таки не удаётся. Во-первых, пользоваться такими «книжками в фотографиях» весьма неудобно, поскольку эффективными поисковыми системами такой диск не снабдишь. Во-вторых, наши читатели — серьёзные люди, по электронным барахолкам не ходят и на мелочи не экономят. Но всё равно неприятно.

— Простите, но ваши справочники — не «относительно дорогие», как вы выразились, а просто очень дорогие: пять, а то и шесть тысяч рублей за экземпляр. Почему? Пользуетесь тем, что вы — монополист в своей области?
— Это не книги дорогие, а информация, представленная в них. Представьте, что наш справочник каждый день уменьшает время поиска правильных собеседников для решения того или иного вопроса, вставшего перед руководителем компании. Или, например, позволяет определить круг лиц, ответственных за приобретение продукции вашего предприятия. Сколько это может стоить? Вопрос риторический.
Самая распространённая ошибка в оценке любого справочника — мысль о том, что информация ничего не стоит, а основные издержки издателя связаны с подготовкой рукописи и печатью. В действительности дела обстоят «с точностью до наоборот». У нас, например, редакционно‑типографские издержки составляют примерно 10 % от общего объёма расходов, ещё 40 % — накладные расходы (налоги, аренда, администрация и т. п.), а более 50 % связаны с расходами на ежедневную актуализацию (мониторинг) огромного массива информации, анкетирование старых и новых компаний, выстраивание отношений с государственными ведомствами и крупнейшими компаниями и корпорациями.

— Как понимать «выстраивание отношений»: взятки, что ли, даёте?
— Нет, взяток мы не даём и не берём. И не потому, что мы такие уж «святые», просто мы считаем: если какой-то чиновник ленится дать информацию о собственном учреждении или хочет получить за это какую-то мзду, нельзя поощрять его. Никаких денег не хватит. Мы просто выходим на его руководителя
Вообще, должен сказать, существует прямая зависимость между тем, насколько хороши или плохи дела в отрасли или в одной, отдельно взятой конторе, и тем, насколько охотно предоставляют нам информацию. Можно не сомневаться: чем больше сложностей в получении информации, тем дальше отрасль от реальной рыночной экономики. Только один пример из нашей ежедневной практики: для очередного выпуска справочника по местным властям России мы решили подготовить по каждому региону схему структуры исполнительной власти. Так вот: по наличию или отсутствию схемы исполнительной власти в регионе можно судить о том, есть ясность и системность в управлении регионом, или же элементарная задача нарисовать на одном листе структуру власти со сферами ответственности становится неразрешимой головоломкой. У кого-то, как, например, в Тюменской и Пермской областях, такие исчерпывающие схемы есть на сайте в открытом для всех доступе. Я уверен, что не случайно именно Тюмень, несмотря на кризис, оказалась в прошлом году лидирующей по уровню привлечения инвестиций и по ряду других экономических показателей. Тут прямая связь: чем успешнее регион — тем прозрачнее и полнее информация, которую его властные структуры готовы предоставить о себе.

— А где тут причина, и где следствие?
— Думаю, что связь — двусторонняя. Вот, смотрите: в некоторых регионах схему предоставляют через пару недель после запроса, в других вопрос становится неразрешимым, поскольку исполнители не отваживаются взять на себя ответственность ответить на вопрос, кто за что в администрации отвечает. Не хочу называть конкретных имен, в справочнике и так всё будет видно: если схемы нет, значит, нам не захотели или не смогли её дать. Почему? Да потому, что рыбку легче ловить в мутной воде.
Недаром же и Медведев, и Путин так настойчиво требуют большей открытости власти, большей её прозрачности. Кстати, очень показателен образ нашей страны в глазах иностранцев. Нас представляют теперь уже не как белых медведей, не как диких нечёсаных мужиков с бородами, и даже уже не как бандитов и мафиози, таскающихся с чемоданом налички. Новый образ русских за рубежом иной — но он не лучше. Теперь в нас видят жутких бюрократов, к которым невозможно пробиться на приём, которые не отвечают на письма, с которыми невозможно иметь дело. Опять, как в советские времена, воспринимают нашу страну как «чёрный ящик», закрытую систему, в которой ничего невозможно понять, потому что о ней ничего невозможно узнать. Но ведь это не так! Я с полным знанием дела могу заверить вас: путь, пройденный за последние годы, — огромен.

— А кризис вы почувствовали?
— Ещё бы! Исчезли авансовые платежи, и теперь нам приходится полностью и самостоятельно финансировать свои проекты, выполнение которых занимает от 6 до 10 месяцев. В результате не хватает оборотных средств, а взять их негде: ни в банках («дорого!»), ни у государства («не дают — ведь нас спасать не надо!»). Уменьшился размер «среднего чека» с 15 до 6 – 7 тысяч. Это означает, что если раньше покупали по экземпляру всем начальникам, то теперь ограниваются одним экземпляром на весь офис. Существенно увеличились неплатежи: если раньше доля задержанных платежей в общем объёме заказов держалась на уровне 10 – 15 %, то теперь — 30 – 35 %. Деньги приходится всё время «выбивать». В итоге нам должны, мы должны, а вся экономика в «тромбах».
При этом у нас положение лучше, чем у многих наших коллег в издательском деле или медиа. Во-первых, невзирая на кризис, растёт спрос на справочники по государственным органам власти. Причина понятна — сегодня никто не хочет экономить на контактах с государством. Во-вторых, в нашем бизнесе за 2009 год существенно вырос сегмент продаж баз данных и директ‑маркетинговых услуг. Всё чаще покупают не только и не столько справочники, сколько списки контактов, сформированные по критериям заказчика (отрасль, регион, должность, сфера ответственности и т. д.), иногда вместе с предоставлением полного набора услуг по почтовой рассылке «под ключ». Эта тенденция тоже объяснима, поскольку приобретение базы данных позволяет поднять уровень маркетинга продукции или услуг предприятия на более высокий уровень.

— Мальчишка из поморского села, студент МГУ, учёный-востоковед, издатель… Маршрут прямо-таки ломоносовский. Что дальше?
— Ни науке, ни бизнесу я изменять не собираюсь. В моих планах — дальнейшее внедрение новейших технологий, и прежде всего — доступа к нашей информации через мобильники и Интернет. У нас огромная база данных: имена и контакты более двухсот тысяч руководителей, топ‑менеджеров и чиновников — причём не только «первых лиц», но и их замов, референтов и помощников, начальников управлений и отделов. Короче, вся «властная вертикаль». Мне каждый день звонят друзья, занимающиеся бизнесом, знакомые иностранные дипломаты, деловые партнёры. «Андрюх, привет. Помоги — срочно нужен телефон и имя помощника замминистра Пупкина-Завалдайского…». Помогаем — у оператора базы данных это занимает секунд 30 – 40. А представьте себе, что звонить начнут не только мои хорошие знакомые, но и все остальные! И платить небольшую сумму — от 50 рублей за каждый звонок. Сделать это можно будет разными способами, кому как удобней: зайти на наш сайт, задать свой вопрос в специальном окошке и получить ответ на свою электронную почту или телефон, оплатив услугу через специальную систему микроплатежей; послать эсэмэску со своим вопросом на специальный мобильный четырёхзначный номер и получить ответ в течение нескольких минут; наконец, просто позвонить оператору и продиктовать свой вопрос.
В этом году у нас появилось совершенно новое тематическое направление. Идею подал Государственный секретарь Союзного государства Павел Павлович Бородин. Он предложил мне подготовить справочник о двух странах — России и Беларуси с акцентом на государственные структуры и бизнес Союзного государства. И я подумал: а почему только об этих? Ведь информация о нашей стране востребована и во многих других государствах, заинтересованных в расширении сотрудничества. Сейчас мы работаем над проектами совместных изданий с Францией, Республикой Корея, Объединёнными Арабскими Эмиратами. Такие межстрановые издания, их активное распространение не только в России, но и в странах-партнёрах приведёт к быстрой глобализации всего бизнеса. А отсюда один шаг до лицензионных соглашений с нашими зарубежными бизнес-партнёрами для выпуска в их странах информационных продуктов по образу и подобию серии Максимова.
Всё это, я уверен, поможет формированию положительного образа России за рубежом. Моя мечта — чтобы все участники и гости крупнейших международных встреч, таких как Давос, АТЭС, Петербургский и Сочинский экономические форумы, получали в подарок не матрешку с икрой, а флэшку от Максимова.

Беседовал Александр Бангерский


"Союзное государство", январь-февраль 2010
Tags: "Союзное государство", Максимов, из моего, из напечатанного
Subscribe

  • Альцгеймер наступает

    Позор на мою лысую голову: выступая в прямом эфире перед началом интервью с Мареком Хальтером, я вместо "родительская суббота" сказал…

  • Мое интервью с Мареком Хальтером

    Я уже сообщал, что сегодня на сайте Культура.РФ будет транслироваться мое интервью с Мареком Хальтером. Но не в 12.00, а в 14.00 по московскому…

  • Мое интервью с Мареком Хальтером

    В субботу 27 марта в 12.00 на сайте Культура.РФ начнется трансляция моего интервью с писателем Мареком Хальтером. Вот ссылка и вводный текст оттуда:…

promo banguerski_alex april 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments