Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Духовные скрепы Русских

Копирую из блога kot_begemott :

Духовные скрепы, объединяющие русский народ, в самом деле существуют.

Это не только то, что объединяет русских между собой, не только некие надсистемные свойства, обеспечивающие специфику нашего развития. Это также то, что отличает нас от других.

1. Примат Истины над свободой является главной русской духовной скрепой. Предпочитающим свободу как самую главную и наивысшую ценность следует хорошо понимать, что им со временем неизбежно придётся рукоплескать разрешению однополых браков. Потом они получат сексуальное просвещение детей с 6 лет. Потом - легализацию браков с животными. Ну, и до кучи - всякие там бэби-боксы, эвтаназию, и всякое такое...
Если довести до логического конца принцип примата свободы, то мы быстро убедимся, что на самом деле, для нас, русских, важнее не свобода, но Истина. Жить по правде, по справедливости, в соответствии с совестью. Выражаясь по старо-русски, "поменьше грешить". Скрепой это является потому, что все мы едины во мнении о запрете однополых браков. Проникнуты единым духом пагубности их. Мы все выйдем на площади, станем плечом к плечу, ляжем под танки, если их захотят легализовать. Потому что мы, русские, живём не во имя свободы, но во имя Совести и Истины.
Браки геев будут легализованы не для них одних, но для всего нашего общества. Оно всё будет отравлено, морально изуродовано. Легализация однополых браков есть символическая и сущностная измена Истине.
Да, русские ценят и уважают свободу. Но в то же время понимают, что это не самое главное. В этом - одно из кардинальных наших отличий от европейцев. Именно здесь проходит разграничительная линия двух миров. Именно поэтому Запад никогда не признает нас, русских, "своими". Подробнее.

2. Примат совести над личной выгодой. Не надо иронизировать. Да, мы, русские, точно так же по-человечески слабы, как и другие народы. Мало кто из нас способен к настоящей самоотверженности. Не всем и не всегда удаётся жить по совести. И мы все отлично знаем об этом. Так вот: духовные скрепы - когда мы знаем об этом примате, признаём, что следует жить по совести, уважаем тех, кому это удаётся, умеем корить самих себя за слабости и отступления от принципов.

3. Примат человека над законом. Человек (человечность вообще, гуманность) выше и важнее, чем закон. Это коренная особенность нашего менталитета, обязанная своим появлением восточному христианству. Только Православие правильно усвоило высказывания Христа на сей счёт. Западу этого не удалось. Там постепенно закон взял верх над человеком. Для русского справедливость важнее закона. Об этом можно почитать здесь и здесь.
Не имеет смысла приводить бездну последствий из этого принципа. Скажу лишь, что есть как плохие, так и хорошие. К последним относится наша невероятная внутренняя свобода, к первым - то самое взяточничество. Мало кто понимает, что взятка в нашей культуре - выражение человеческого отношения и, одновременно, гнушение законом. Давая взятку, мы как бы показываем закону язык, реализуем внутреннюю свободу. Мы даём взятку, чтобы избежать формальностей или потери времени. Просто деньги мы ценим меньше, и платим за свободу. Проблема взятки в нашей культуре неоднократно разбиралась в моём журнале.
Сюда следует добавить, что, пытаясь привить русским юридическое сознание, на самом деле прививают любовь к Западу. Подробнее здесь.

4. Примат мудрости (здравого смысла) над формальными правилами. По моему скромному мнению, русские - один из самых мудрых народов на земле. У кого из современных народов было столько выдающихся философов? У кого более философичная литература? И мы куда выше ценим мудрость, нежели другие. Русский отличается от украинца тем, что любит основательность, фундаментальность, но не "плавающее" мнение. Для него последнее есть ложь. Это весьма отличает его от представителей малых наций, прежде всего украинцев, которые всегда "подстраивают" события каждый раз, что создает ощущение беспринципности и приспособленчества.
Для нас мудрость важнее, чем соблюдение закона. Например, оценивая действия Путина по присоединению Крыма, мы оцениваем не то, насколько были соблюдены международные договорённости (насколько я знаю, они были нарушены), но достаточно ли дальновидно и мудро он поступил. Это важнейший критерий, отличающий нас не только от украинцев, но и от европейских народов. Да, на Западе куда лучше умеют обустроиться. Более комфортно, более удобно, более рационально, более продуманно. Да, там куда больше уважают закон. Да, там более развита благотворительность. Но к мудрости это никакого отношения не имеет.

5. Примат простоты над сложностью. Характерная особенность русских - стремление к ясности и простоте. Всё заумное и сложное воспринимается нами с некоторым подозрением. Если оно не простое и ясное - значит, не истинное. Типичный пример - русская философия. Для нас мудрое и простое суть синонимы. Вообще, русские любят простоту. Но не ту, которая "хуже воровства". Отличительная особенность подавляющего большинства наших технических достижений - в оригинальности, неожиданности и простоте решения. Примеров можно привести множество.

6. Примат истины над силой. Русские сильный духом народ, они уважают силу. Но при этом истину считают выше, и готовы перед нею смириться. Это чисто русская поговорка: "сила есть - ума не надо".

7. Примат общего над личным, общинность. Мы понимаем и признаём, что интересы общего важнее чем личные.

8. Примат личного (личностного) над официальным в отношении к начальству. Или иначе: вера в начальство. Подробнее об этом. Выражается, по-первых, в том, что у русских дело всегда неразрывно связано с тем, кто его возглавляет. Во-вторых, есть выраженная потребность в уважении к начальству - и, прежде всего, к государственному лидеру. Мы рассматриваем его не просто как функционера, для нас Президент есть отец нации. В ответ на наше уважение и подчинение мы ожидаем от него любви и заботы. Это очень женская в нас черта. Не всегда себе признаёмся, но это так.
Да-да, это тот самый патернализм, который терпеть не может господин Медведев. Если русский знает о недостоинстве его начальника, не видит, за что его следует уважать, у него опускаются руки. Он начинает лениться, пить, воровать... Для нас исключительно важен вдохновляющий пример вождя. Даже само слово "начальник" говорит о его первичности ("начало"). Кроме того, наше соблюдение законов связано с примером, подаваемым начальством. Об этомподробнее. Начальник должен быть совершеннее меня, его подчиненного. Он должен быть, в каком-то смысле, моим духовным учителем. Он должен быть супермастер в том деле, которым руководит. Это не выражается словами… Отсюда и наш "вождизм". Это не восточное поклонение баю, "хозяину". Для русского, вождь - это некий объект коллективной медитации. Он помогает сконцентрироваться на общих, коллективных задачах нации – и предпочесть их своим, частным.

Хотим мы того, или нет, но нашей духовной скрепой является, с одной стороны, потребность в правильной власти, а с другой - она сама, сильная авторитарная власть. Русская действительность всегда будет порождать монархию, в какой камуфляж бы она не рядилась: царя, генсека, президента...

При нахождении у власти достойных людей (разделяющих те же ценности, что и народ) данная особенность позволяет эффективно концентрировать усилия и решать грандиозные задачи, такие, что никакой Европе и не снились. Оборотной стороной будет то, что вычистить загнившую элиту "малой кровью" в такой системе становится чрезвычайно сложно.
Бытует мнение, что подобное отношение к власти проистекает из "рабской сущности" русского человека. Приверженцы этой точки зрения обожают повторять про наше "ментальное рабство" и "холуйство". На самом деле, подобное народные требования к правителю в подобном обществе куда выше, чем к западному "нанятому менеджеру". Вся проблема в том, что наши власти никогда не были способны удержаться от соблазна использовать эту нашу врождённую особенность - сознание вторичности свободы (см. пункт первый) с выгодой для себя. Они паразитировали на этом почти тысячу лет. И дальше будут паразитировать. И с этим ничего не поделаешь. Похоже, от них можно избавиться, только отказавшись от самого для нас главного. То есть выплеснуть из ванной вместе с грязной водой и ребёнка. Вороватая, недалёкая и эгоистичная власть, решающая проблемы топорно - это наш крест, который придётся нести. В 17 году пытались избавиться. Помогло?

Но к рабству это паразитирование никакого отношения не имеет. Это оборотная сторона, слабое место нашей невероятной, не виданной нигде в мире внутренней свободы. Которое умело используют паразиты. Живущие совсем другими принципами. Потому что если во власти оказываются люди с высокой моралью, тооканчивают свой путь как Николай II. Подробнее.

9. Примат внутренней свободы над внешней. Да, у нас всегда были проблемы с внешней свободой. Однако при всём при том, русские - самый внутренне свободный народ на земле. Побывавший в России в 1917 году английский писатель С. Моэм писал: "Преимущество русских перед нами состоит в том, что они в гораздо меньшей степени чем мы рабы условностей. Русскому никогда не придёт в голову, что он должен сделать то, чего не хочет, только потому, что так положено. Веками он достаточно спокойно терпел угнетение оттого, что несмотря на политический гнёт лично он был свободен. Русский обладает гораздо большей личной свободой, чем англичанин. Он не связан условностями..."

10. Примат понимания перед самоутверждением. Или иначе:наличие смирения, связанного как с присущей нам мудростью, так и с внутренней свободой.
Вчера ночью прохожу мимо компании симпатичных девушек, стоящих у входа в метро "Беляево". Время подходило к часу ночи, метро скоро закрывалось, ещё подумалось - что они тут стоят? В этот самый момент к ним подходит кавказец, и на своём ломаном языке, без тени смущения громко выпаливает: "Девушки, можно с вами познакомиться?" Барышни иронически отвергают нового ухажёра. Некоторое время они занимаются перепалкой. Я спускаюсь по лестнице, но слышно каждую фразу - девушки нормально отвечают, без грубости.
И тут начинается классика быдлячества: кавказец мгновенно выходит из себя, вскипает, и начинает громким, почти визгливым голосом поносить наших граций на чём свет стоит. Они спускаются и идут по подземному переходу в другую сторону, кавказец с громкими криками идёт за ними. Он некоторое время шёл за девушками, потом оглянулся, развернулся и двинул к стеклянным дверям входа в метро.
В вестибюле, ожидая поезд, наблюдал за ним краем глаза. Наш гордый горец не находил себе места - видимо, душу жгла ненависть от того, что был отвергнут. Ну, и вытекающее отсюда языческое желание отомстить. Он вскакивал и садился, шевелил губами, с ненавистью поглядывая в сторону входных дверей. Было ясно, что продолжает ругаться.
Отсутствие внутренней свободы в чистом виде. Русскому тоже было бы неприятно, что его отвергли, но его душа без проблем переработала бы такой конфликт. Душа вообще бывает большая и малая, слабая и сильная. Угадайте, какая досталась нам, а какая - кавказцам?

11. Примат идеалов над реальностью. Только русские рассматривают реальность как нечто вторичное от своих идеалов. Для нас реальность, это нечто вообще мало достойное внимания. А вот идеалы - это да! Отсюда - как наше восхищение прошлым (социализмом или Российской Империей, у кого как), так и вера в будущее России. Наверное, это надо было отдельным пунктом вынести, но пусть побудет тут, как следствие. Все русские верят в будущее России. Все до единого. Ещё Тургенев подметил: стоит собраться нескольким русским, как они непременно заговорят о будущем России. Ирина Остапчук формулирует это иначе, как"умение или нежелание жить без Идеи. Национальной, коммунистической, либеральной, анархической, демократической, государственной, христианской и т. д. Русский практически всегда имеет какие-то взгляды. В отличие от западных людей, для которых это во многом вторично и неважно. По этой же причине "общество потребления" в чистом виде в России вряд ли возможно..."
Вообще, мы кошмарные идеалисты. Мы потому и не можем успешно устроится на земле, что считаем эту задачу недостаточно идеальной, недостойной внимания.
Из этого свойства вытекает множество следствий. Например, именно в силу его у нас слабо развито производство потребительских товаров. Нам попросту скучно делать хороший телевизор или автомобиль. Это как-то не вдохновляет. То ли дело самолёт, космический корабль или подводная лодка! Тут мы точно окажемся первыми. По этой же причине у нас всегда были слабые семьи. Мы и в Запад верим больше чем в себя потому, что его идеализируем. Он нам кажется более близким к идеалу. Ну, и много чего, не раз об этом писал.
Не готов отнести данную особенность к достоинствам или недостаткам. Это свойство. Вот как серый цвет глаз. Его следует изучать и правильно использовать. А не уничтожать в угоду "более эффективного развития", чтобы "всё было как на Западе".

12. Примат долга над удовольствием. Удовольствие и долг - главные, ключевые категории человеческого бытия. Это и есть основной философский вопрос нашей жизни. Что важнее? Чему следует служить? Разумеется, русские не менее любят отдаваться удовольствиям, чем все остальные. Но они считают, что долг всё равно важнее. Хотя бы в глубине души. Есть такое выражение - служилая этика. "Делу - время, потехе - час" очень русская поговорка.
В отличие от других народов, русские признают превосходство долга над удовольствием. Но жить по этому принципу очень трудно. Русский человек разрывается между этими двумя категориями, колеблется, падает и встаёт - но именно поэтому его воззрение на мир является не одномерным, но объёмным, стереоскопическим. Ведь оно охватывает сразу две категории бытия. Кстати, это также обуславливает как нашу внутреннюю свободу, так и специфическую русскую мудрость.
Особенность русской цивилизации, что она всё время колеблется между ценностями духовными и материальными (успех, прогресс, гедонизм, примат удовольствия над долгом, олицетворяемыми Западом). Мы в этом отличаемся от всех, которые выбор уже сделали. Я утверждаю, что такое колебание нормально, это и есть наш путь.
Почему столько споров по поводу советского периода? Именно поэтому. Основатели Советского государства задались целью поставить долг значительно выше удовольствия, вообще подавить это последнее - и потому проиграли. На эту тему подробные рассуждения здесь

Разновидностью этого пункта является примат труда над отдыхом. Здесь всё очень плохо. Это не только недостижимый идеал, но, боюсь, его сейчас и не признают таковым. В силу ряда обстоятельств трудовая этика у русских была разрушена. Труд стал уступать отдыху, развлечению - несмотря на то, что ранее он был самоценен. Нынешний русский трудится, чтобы отдыхать, а не отдыхает, чтобы трудиться - как ранее. И это не о советском периоде речь. Приведу пример, как этот примат "работает" в либеральную эпоху. Видимо, из желания, чтобы всё было, "как в Европе": Путин поручил рассмотреть возможность переноса начала учебного года.
На самом деле, начало учёбы в один день имеет огромное организующее значение. Для школьников, большинство которых по натуре - лентяи и лоботрясы. За лето они расслабились окончательно. Им обязательно нужна встряска первого сентября. Причём всеобщая, которая создаёт настроение во всём обществе.
Мы, русские по натуре общественные существа, для нас важно быть как все. У меня так бывает, что ложусь поздно, после 8 утра. Работаю над очередным текстом. А под окнами школьники на занятия 1 сентября идут. Так вот: общее настроение чувствуется даже за шторами в кабинете. Второго, третьего сентября - ничего подобного нет. Вот этот особый, непередаваемый душевный подъём, связанный с началом ученого года.
Также школьников организует 5-ти дневная неделя, расписание, дневник, наличие школьной формы... От всего будут отказываться? Во имя либерализма? Характерно всё это аргументируется: "помощник президента Игорь Левитин предложил перенести начало учебного года в России для увеличения туристического потока в бархатный сезон". То есть, отдых ставится выше, чем труд. Новая "духовная скрепа", ага.

13. Примат переимчивости над самостью. Не знаю, как это получше назвать. Способность усваивать чужое и делать его органическим, своим. Вытекает из русского смирения прежде всего. Мы не считаем себя выше других, и потому позволяем себе учиться. Если прижмёт)) Однако дам слово другому автору.
"Если русский находит удобной себе чужую вещь, идею, разработку, то он тут же начинает ее использовать так, как будто только что сам придумал. Смущений, метаний, стыдливости у русского нет, русский ощущает себя мастером, у которого весь мир — мастерская, и который может брать на вооружение любой понравившийся инструмент и делать из него что-то свое. Как слово «генеральша», в котором слышен иностранный корень, но суффикс которого роскошно-нагл своей бесстыдной русскостью. Понравился генерал, взяли генерала, сделали ему подругу генеральшу. Это по-русски! Из-за этого всевозможные народы, столкнувшись с русскими, тихо охреневают от того, как русские форматируют реальность под себя, используя окружающее пространство как инструментарий. «Хороший у вас город, Казань. Только мы его немножко сожжем и воооот сюда перенесем. Так красивее. Правда. И кончайте бегать и вопить, татары, для вас же, дураков, стараемся» — вот русский тип мышления..." Рассуждения об особенностях русского заимствования.

14. Уникальный русский язык. Как и в ситуации с инородцами, он вбирает в себя иностранные слова, но не коверкает их, а просто дает им русское окончание и склоняет по-своему, так что потом не отличишь от коренного. И русские такие же: гибкие, легко приспосабливаются к другим народам и обычаям, но вместе с тем, интегрируют другие народы в некий сплав, где каждый может получить то, что ему надо ( ddavidyan).

15. Примат справедливости надо всем вообще. В действительности, справедливость есть наша религия. Именно ей поклоняются русские люди. Наше отношение к справедливости религиозно. Я писал, что и Православие мы приняли потому, что это более справедливая религия, чем другие.
Бытует мнение, что милосердие для русских выше. Это не вполне неверно. Для нас милосердие является проявлением справедливости. Оно вторично. Это одна из важных особенностей русского мировосприятия. Или можно иначе сказать: для нас справедливость включает в себя милосердие, их нельзя противопоставлять. Справедливо быть милосердным.
Вообще, понимание справедливости у всех своё. Европейцы считали справедливым порабощение других народов. Узкий национализм восточных народов ведёт к тому, что в любой спорной ситуации они считают правыми только своих. Справедливость у евреев... также обладает своей национальной спецификой. И лишь у русских справедливость включает не только объективную истину, но и милосердие, гуманность. Подробнее об этом можно почитать здесь.
Причём вера в справедливость у нас двояка: либо уверенность, что справедливость всё равно восторжествует, либо - что её всё равно не добьёшься. Так или иначе, в обоих случаях она есть.

(продолжение следует)
Tags: Русские, духовные скрепы, национальный характер
Subscribe
promo banguerski_alex april 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments