Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

НАЛОГИ И ПОШЛИНЫ МЕШАЮТ НОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕСКО В РОССИИ


   Накануне своего возвращения в Москву постпред РФ при этой международной
 организации Михаил Федотов ответил на вопросы "НГ".

   Александр Бангерский.

   - МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, как вы сами оцениваете итоги вашей работы в
Париже? Что удалось сделать за четыре с половиной года?
   - В общем-то что хотелось, то и удалось. Хотелось активизировать
сотрудничество России с ЮНЕСКО. Это - налицо. Хотелось обеспечить России
сохранение ее ключевой роли в этой организации. Это тоже удалось. Приведу
пример. В прошлом году проходила 29-я Генеральная конференция ЮНЕСКО.
Россия баллотировалась в несколько межправительственных комитетов, причем
конкуренция была достаточно жесткой. Всюду, куда наша страна
баллотировалась, она была избрана, причем с хорошим запасом голосов.



   На предыдущей Генконференции Россия баллотировалась в главный орган
ЮНЕСКО - Исполнительный совет, избираемый раз в четыре года. И тоже
успешно, с подавляющим большинством голосов, хотя опять-таки конкуренция
была очень жесткой.
   Вообще надо подчеркнуть, что Россия занимает в ЮНЕСКО особое положение.
Она одновременно является и крупным государством-донором, и страной,
которая сама остро нуждается в средствах на нужды образования, науки и
культуры. Происходящие в стране и мире перемены потребовали радикально
пересмотреть нашу стратегию в отношении этой организации. Безвозвратно ушли
в прошлое те времена, когда сотрудничество с ЮНЕСКО находилось на периферии
нашей внешней политики, а место постпреда считалось синекурой. Когда в
конце октября 1993 года я приехал в Париж, в постпредстве не было ни одного
компьютера. Сейчас компьютер - у каждого дипломата: иначе не справиться с
возросшим объемом работы.
   - Что дает России членство в ЮНЕСКО?
   - На практике все очень конкретно. Например, за прошедшие четыре года
суммы, получаемые Россией по так называемой "Программе участия",
увеличились более чем в 5 раз. Из этих средств финансировались научные
конференции, стажировки, работы по переносу древних манускриптов на
электронные носители, программа "Новые имена", открывшая миру немало юных
дарований. С 5 до 19 выросло число кафедр ЮНЕСКО в вузах России -
учебно-научных центров, объединенных во всемирную сеть межуниверситетского
сотрудничества и обеспечивающих широкую международную кооперацию по
проблемам, например, чистых химических технологий, устойчивого развития
Сибири, изобразительного искусства, реставраторского дела, журналистики,
прав человека. Прорабатываются проекты создания еще 14 кафедр.
   Особо следует упомянуть о таких целевых проектах ЮНЕСКО, как
реконструкция Большого театра, Эрмитажа, Российской государственной
библиотеки, в разработке которых самое активное участие принимал
генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. Он обладает достаточным даром
политического предвидения, чтобы придавать российскому направлению
приоритетное значение.
   Через ЮНЕСКО Россия лидирует в ряде крупных международных проектов по
использованию солнечной энергии. Предстоящий в нынешнем году в Москве
международный симпозиум ЮНЕСКО, по некоторым оценкам, мог бы мобилизовать
на осуществление в нашей стране проектов Мировой программы по солнечной
энергии порядка 100-200 миллионов долларов иностранных инвестиций.
   Созданный в прошлом году в Москве Международный институт ЮНЕСКО по
информационным технологиям в образовании позволит не только использовать
новейшие зарубежные достижения для совершенствования отечественных систем
обучения, но и экспортировать российские технологии, обеспечив стране
немалую экономическую отдачу. Заключено соглашение между Россией, ЮНЕСКО и
ЮНИДО об использовании наших высоких технологий в глобальном проекте
"Образование без границ". По нашей инициативе в Москве учрежден Всемирный
технологический университет.
   Ширится сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО в нашей стране. За последние
четыре года их число удвоилось, перевалив за сотню. Среди неформального
воспитания людей в духе толерантности, прав человека и демократии - мы с
вами об этом уже говорили.
   Можно привести много примеров прямой финансовой поддержки и технического
содействия ЮНЕСКО целому ряду российских научных, образовательных и
культурных инициатив. Скажем, проект "Мониторинг этнической напряженности и
конфликтов в постсоветском пространстве", осуществляемый совместно с 12
странами ближнего зарубежья. ЮНЕСКО помогает выживать РАН и таким крупным
НИИ, как Международный математический центр имени Эйлера, Центр
исследований устойчивости и нелинейной динамики, Объединенный институт
ядерных исследований в Дубне и другие.
   Но потребительский подход к ЮНЕСКО был бы совершенно неправилен.
Собственных денег у нее не больше, чем у среднего американского
университета. Главная ценность этой организации в том, что она способна
мобилизовать колоссальные ресурсы, как финансовые, так и интеллектуальные.
И если повысить эффективность ЮНЕСКО, которая, как и вся система ООН,
нуждается в серьезной модернизации, она может стать единственным в своем
роде инструментом решения глобальных проблем, требующих объединения
интеллекта и практических усилий всего человечества.
   - Есть что-то, о чем вы жалеете: хотелось сделать, да так и не успели
или не сумели?.
   - Я не сумел пробить один документ, который имел принципиальное
значение. Я начал прорабатывать эту идею четыре с половиной года назад - с
первого дня своей работы здесь. Буквально на первой встрече с работниками
постпредства я спросил: каким актом регулируется порядок освобождения
денег, идущих на проекты ЮНЕСКО, от налогов? Мне говорят: нет такого акта.
Я говорю: как же так - ведь во всем мире все благотворительные фонды
существуют только за счет того, что деньги, вкладываемые в их деятельность,
не облагаются налогами.
   На сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО нам удалось провести резолюцию,
призывавшую все правительства создавать благоприятные условия для внесения
частными лицами и организациями денег на поддержку проектов ЮНЕСКО в этих
странах.
   После этого я писал и в Государственную Думу, и в Министерство
экономики, и в Министерство финансов - куда я только не писал: обратите
внимание, нужно обязательно предоставить льготы по налогам для сумм,
которые идут на проекты ЮНЕСКО в России. Мне либо не отвечали вообще, либо
обещали рассмотреть, но дальше дело не шло.
   Если бы это удалось сделать, то можно было бы по линии ЮНЕСКО направлять
реальную помощь в поддержку образования, науки и культуры в России.
Например, именно благодаря ЮНЕСКО были найдены источники финансирования
проекта реконструкции Эрмитажа. Источники небольшие, но все-таки несколько
миллионов долларов на дороге не валяются. В этом проекте есть несколько
этапов. Этап обучения кадров - это прошло. Экспертные работы -
замечательно. Проектирование - великолепно. Реставрация - отлично. Но как
только начинается этап поставки оборудования, тут же возникает проблема
таможенных сборов.
   Я разговаривал с генеральным директором ЮНЕСКО господином Майором. Он
мне говорит: господин посол, мы нашли деньги, мы закупили оборудование, а
сейчас вы хотите, чтобы мы еще нашли деньги на уплату пошлин? Это абсурд.
Мы вам дарим оборудование, так мы еще должны за это заплатить! Причем тут
есть стопроцентная гарантия, что это оборудование не пойдет налево, а будет
использовано по назначению. Есть жесткий контроль ЮНЕСКО плюс так
называемый "контролер со стороны", который проверяет, как расходуется
каждый доллар, - он назначается Генеральной конференцией. Какие-либо
махинации невозможны. Здесь очень строгая финансовая отчетность. Плюс в
России есть Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО, которая тоже
контролирует. Наконец, пусть контролируют все желающие - финансовые органы,
налоговые, таможенные, какие угодно. Сейчас уже в деталях прорабатывается
соглашение на эту тему между ЮНЕСКО и правительством России. Я рад, что эта
работа началась, но меня огорчает, что мне не удалось ее завершить.
   - Кто приезжает вам на смену?.
   - Евгений Сидоров. Это мой старый друг. В декабре я его специально
пригласил на несколько дней: познакомил с людьми, показал все проекты, где
что лежит, электронные и бумажные досье по всем вопросам. И я надеюсь, что
он  как человек культуры, принадлежащий к интеллектуальной элите нашего
общества, продолжит все дела на самом высоком уровне. Я ему желаю успеха.
   - Мы разговариваем буквально накануне вашего отъезда в Москву. Вам не
жалко уезжать?.
   - Из Парижа уезжать всегда жалко. Но, с другой стороны, что может быть
прекраснее возвращения домой!.
   - А чем вы там будете заниматься, вы уже знаете?
   - Тем, в чем я компетентен: юриспруденция, массовая информация,
интеллектуальная собственность. Что же касается должностного кресла, то его
высота меня не волнует. Я не "кресельный" человек.
   Париж.
   ИЗ ДОСЬЕ "НГ".
   Федотов Михаил Александрович родился в Москве 18 сентября 1949 г. В 1966
г. поступил на юридический факультет МГУ. В январе 1968 г. был исключен из
университета за участие в демонстрации студентов перед зданием суда, где
проходил процесс Александра Гинзбурга, Веры Лашковой, Юрия Галанскова и
Александра Добровольского.
   Восстановился на вечернем отделении юрфака, одновременно с учебой
работал журналистом в ряде газет: "Вечерняя Москва", "Социалистическая
индустрия", "На боевом посту". В 1972 г. окончил юрфак и поступил в
аспирантуру. В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Свобода
печати - конституционное право советских граждан" и начал преподавательскую
работу во Всесоюзном юридическом заочном институте.
   В 1988 г. вместе с Юрием Батуриным и Владимиром Энтиным написал проект
закона о печати и других средствах массовой информации, который после
долгой борьбы был принят Верховным Советом СССР 12 июня 1990 г. В 1989 г.
защитил докторскую диссертацию на тему "Средства массовой информации как
институт социалистической демократии (государственно-правовые проблемы)". В
1990 г. баллотировался в депутаты Верховного Совета РФ, но проиграл во
втором туре Борису Золотухину.
   С ноября 1990 по февраль 1992 г. был заместителем министра печати и
массовой информации РФ. С июля 1992 г. по декабрь 1992 г. - директор
Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС). С декабря 1992
по август 1993 г. - министр печати и информации РФ. С октября 1993 по 24
января 1998 г. - постоянный представитель России при ЮНЕСКО.
//* Источник информации : Независимая газета,13.03.98
//* Рег.Ном.- 1080300092.16-------------------------------------------


  
Tags: НГ, Федотов, Франция, ЮНЕСКО, из моего
Subscribe

  • Зафрендил bigdrum

    bigdrum - я узнал о его существовании благодаря его отклику на мою старую (годичной давности) запись "Письменное народное творчество".…

  • Зафрендил clear_text

    clear_text - блог Дениса Драгунского: " пишу открытым текстом. только не о политике" Хорошие рассказы с неожиданными концовками.

  • Зафрендил belenky

    belenky - Марья́н Дави́дович Бе́ленький (род. 29 июня 1950, Киев) — украинский, российский и израильский литератор, переводчик, журналист,…

promo banguerski_alex april 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments