
Скандал развивается стремительно.Неделю назад сатирический еженедельник "Канар аншене" напечатал материал о том, что жена Фийона числилась его парламентским помощником, когда он был депутатом, но на самом деле не работала, а только получала зарплату, причём очень приличную. Так продолжалось с 1998 по 2002 год. Потом Фийон стал министром труда, а депутатское кресло уступил своему заму Марку Жуло. Но тот сохранил Пенелопу Фийон в помощницах и даже прибавил ей зарплату. В общей сложности она получила около 900 тысяч евро.
В понедельник супругов вызвали на допрос, во вторник прошёл обыск в здании парламента, вчера допросили Марка Жуло. Никак не могут найти даже контракт на работу. Добавилось обвинение в том, что Фийон платил "за юридические консультации" и двоим из пяти своих детей, причём, когда они ещё были студентами.
Сам Фийон категорически отвергает все обвинения. И утверждает, что речь идёт о настоящем "государственном перевороте", организованном левыми, находящимися у власти. Об "очень профессиональном" сливе компромата. Вчера он обратился к товарищам по партии "Республиканцы" с просьбой подождать две недели - мол, он докажет свою невиновность. Однако несколько из них поспешили заявить журналистам, что так долго ждать нельзя.
Дело в том, что далеко не все в партии - его сторонники. Например, Жорж Фенек прямо заявил, что считает результаты праймериз "потерявшими силу". Он предпочёл бы видеть кандидатом бывшего президента Николя Саркози. А Филипп Гослэн - Алена Жюппэ, проигравшего Фийону во втором туре праймериз. Вот эти двое и распинались вчера перед телекамерами. Что было, в общем-то, предательством по отношению к официальному кандидату. Тем более, что сами-то Саркози и Жюппэ ещё раз заявили вчера, что не претендуют на роль кандидатов.
Ближе к вечеру нарушили молчание руководители партии. Председатель Сената Жерар Ларше прямо сказал, что результат праймериз остаётся в силе, и что "Республиканцы" по-прежнему поддерживают Фийона. А сегодня в крупнейшей правой газете "Фигаро" появилась статья такого же содержания, подписанная 17 известнейшими политиками.
"Уже неделю Франсуа Фийон пригвожден к медийному и политическому позорному столбу. Для этого бросили на растерзание волкам его самого, его жену, его детей, его сотрудников, не слушая их аргументов, не давая им защититься - говорится в статье, озаглавленной "За честь человека и за будущее Франции". - "Эта попытка имеет целью привести к смертоносному противостоянию между левыми и Национальным Фронтом, - пишут авторы. - Заговорщики и манипуляторы должны знать: мы не позволим взять в заложники демократию и судьбы нашей страны".
Можно надеяться, что столь решительная защита повлияет на общественное мнение, во всяком случае, на тех, кто придерживается правых взглядов. Вчера общее ощущение от телепередач, которые я видел, было, прямо скажем, неприятное. Хотя против Фийона в его партии выступило всего два-три человека, причем, не из числа самых крупных политиков, бесконечный повтор этих интервью и многочисленные комментарии создавали впечатление, что крысы уже бегут с корабля. Тем более, что сами эти крысы утверждали, будто их точку зрения ("Фийон должен уйти") разделяют "очень многие".
Возможно, поэтому проводившийся вчера опрос общественного мнения дал такие результаты: 69% опрошенных считали, что Фийона лучше заменить другим кандидатом. Правда, среди сторонников "Республиканцев" таких было только 42%, а 58% - за то, чтобы он остался.
В конце концов, решать это должны правые - это их кандидат. Сам Фийон уходить пока не собирается. Чтобы заменить его нужно или собирать Национальный совет партии или заново проводить "праймериз" (а для такого решения опять-таки надо собрать Нацсовет). Жорж Фенек еще вчера разослал всем депутатам-республиканцам мейл с предложением выступить с такой инициативой. И написал, что ждёт ответа сегодня.
Впрочем, если "Республиканцы" предадут Фийона, у него останется ещё один путь: выдвигаться независимым кандидатом.
Journal information