Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Categories:

Национальная психология славян, тюрок, семитов - 3

(окончание)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЕМИТОВ
(семитский психологический тип)

К семитскому психологическому типу относятся арабы, евреи и некоторые другие народы.

Психология семита разительно отличается от психологии тюрка. Семит выискивает противоречия и находит особое удовольствие в их обнаружении и казуистическом преодолении, любит ворошиться в сложно переплетенных и запутанных тонкостях. Тюрок же более всего ненавидит тревожное чувство внутреннего противоречия и беспомощен в его преодолении. Это две натуры не только не сходные, но и прямо противоположные. Однако именно в этой противоположности Н. С. Трубецкой усматривал причину их взаимного притяжения: «Семит делает за тюрка ту работу, на которую сам тюрок не способен,— преодолевает противоречия и подносит тюрку решение (пусть казуистическое), свободное от противоречий. Неудивительно поэтому, что, ища необходимую базу для устойчивого равновесия, тюрок постоянно выбирает в качестве такой базы плод творчества семитского духа».

В отличие от молчаливых и серьезных тюрок семиты являются жизнерадостными, веселыми и артистичными людьми. Для них свойственны необычайное жизнелюбие, общительность, гостеприимство, чувство юмора. Их отличает повышенная сила реактивности, бурный характер, импульсивность, порывистость, несдержанность в проявлении своих чувств и эмоций. Особым уважением у семитов пользуется устное слово, живое общение, выступления, сопровождаемые активной жестикуляцией. Этой же причиной объясняется особое пристрастие семитов к телевидению и радио (в ущерб прессе), различным комиксам, используемым в том числе при оформлении фасованных продуктов питания, что может рассматриваться как упрощенная форма коммуникации. В то же время устные выступления (особенно массовые) представителей семитской группы отличаются особой изысканностью, обилием колоритных оборотов речи, цитат из Корана и литературных произведений.

Семиты, любящие сложно переплетенные и запутанные коллизии, отличаются в их разрешении большой изобретательностью и аналитическим подходом, они склонны к систематизации и логичности, наблюдательны. Их свойства — предусмотрительность, целеустремленность и прагматизм. Благодаря этому и военное мышление семитов отличается аналитичностью, стремлением всесторонне изучить обстановку, детально спланировать как боевые действия, так и подготовку к ним.

В то же время исключительно тяжелые условия жизни приучили арабов и евреев спокойно переносить трудности и лишения, закрепили в них такие качества национального характера, как неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость и терпение!

Трудолюбие семитов также имет свою специфику. Оно не сочетается с педантизмом и скрупулезностью, которые присущи тюркам. Трудолюбие семитов — это рационализаторская мысль с обязательным элементом успеха, иногда даже мнимого. Предприимчивость и удачливость в делах, считающиеся стандартными качествами семита, наиболее ярко проявляются в изощренном таланте торговаться при купле-продаже. Отсюда особо почтительное отношение к профессиям продавца и бизнесмена.

Для семита чрезвычайно важен его авторитет в обществе. Несмотря на то, что у арабов и евреев есть традиционная тяга к обогащению, в последнее время заметно выросла престижность хорошего образования, боевых заслуг, талантов.

Несмотря на общительность и коммуникабельность, семиты являются крайними индивидуалистами, и это проявляется во всем. Так, в работе на высокотехнологичной технике, где требуется индивидуальный подход и самостоятельность мышления, эта черта характера становится преимуществом. В то же время в других ситуациях, когда нужно объединить усилия большого количества индивидуумов, принадлежащих к различным сословиям, семиты не могут действовать успешно. По этому поводу еврейская пословица гласит: «У трех евреев может быть пять мнений».

ЕВРЕИ. Характеристику их национальной психологии дал русский философ и публицист В. В. Розанов (эссе «В соседстве Содома»). Он назвал еврейскую нацию женственной. Проявления женоподобности евреев автор увидел в их мягкой внешности (мягкое лицо, мягкий голос, мягкие манеры), мягких идеях, повышенной чувствительности и сентиментальности. Важнейшим показателем женственной натуры евреев, ее фундамента, органического, физиологического сложения В. В. Розанов считает их голос. «За всю жизнь я не помню, чтобы еврей когда-нибудь говорил октавой. Даже густого баса я не помню определенно, чтобы встречал когда-нибудь. Все их голоса — писклявые, крикливые, и еще чаще— мягкие и интимные».

Отсюда необозримые последствия, практические и теоретические. «Все их «гевалты» — это бабий базар с его силой, но и с его слабостью. В сущности, на «одоление» у них не хватает сил; но в них есть способность к непрерывному повторению нападений, к неотступности, привязчивости. «С бабой — не развяжешься»,— это относится к евреям и их нации. С ней всегда много «хлопот», как с нервной и капризной женщиной. Она угрожает «историями», «сплетнями», «сварой»; где евреи, там вечно какая-нибудь путаница и шум. Совершенно как около навязчивой и беспокойной женщины».

«Женственность» еврейской нации проявляется, по мнению В. В. Розанова, и в их физической слабости. Поэтому «евреи избегают и не выносят трудных работ, как и солдатский ранец для них слишком тяжел». Среди евреев трудно представить охотника с ружьем. «Еврей верхом» — смешон и неуклюж, неловок и неумел, как и «баба верхом». Они предпочитают заниматься нетрудоемкими работами: «развешивание товаров, притом легких (аптека, аптекарский магазин), конторское занятие, часовое ремесло. Но они не делают часы, а починяют их». Ф. М. Достоевский дополнял этот список торговлей золотом и его обработкой. Вообще, по мнению В. В. Розанова, евреи «любят копаться в мусоре вещей, а не то чтобы сотворить, создать новую цельную вещь. Они какие-то всемирные штопальщицы...».

Между тем, отмечает В. В. Розанов, евреи всем нравятся, как всем нравятся женщины: не лицом вовсе, а их уступчивой, угодливой, любезной' и ласковой природой. «Женщина обольстительна», и на этом женоподобии евреев основана главная часть их успехов. Они всюду вкрадываются, входят и всякую минуту готовы к оказанию услуги с чисто женской добротой и живостью. При этом любезность евреев настолько естественна, что нации с мужской доминантой легко поддаются под их чары. Все евреи, по выражению В. В. Розанова, как будто имеют себе среду сопротивления, но каждый еврей без труда проходит ее, «потому что имеет себе друга», которого он «в самом деле любит» и «оказывает ему услуги».

Евреи с поистине женским терпением просачиваются в другую нацию, когда «их туда не пускают», и поднимают «гевалт», когда их гонят, отторгают от себя; заподозрив дурной поступок или дурного человека. Такое мнение вызывает у них тоску. «Они боятся не факта,—пишет В. В. Розанов.— Они оскорблены, как «честная женщина», заподозренная в «дурном поведении». И они кричат на весь мир. В безумных их выкриках есть нотка отчаяния: «уходит возлюбленный». Само отторжение, которое у финнов вызвало бы грубость, у немцев — высокомерный отпор или методическое сопротивление, у евреев вызывает истерику, как если муж «предлагает жене жить на отдельной квартире». Тут все настоящее и никаких, подделок. Евреи знают, что банки у них останутся по-прежнему, что богаче всех они будут по-прежнему. Не в этом дело. Бабе нужна «любовь». И она визжит на весь свет, когда ей говорят: «Не люблю».

В женственности еврейской нации В. В. Розанов видит причину «влюбчивости евреев в соседние племена». Благодаря женской влюбчивости евреев, их «прилепленности и прямой привязанности» к человеку, с которым каждый из них имеет дело, и к окружающему племени, обстановке, природе и быту вообще, евреи все успевают и все захватывают. Но это происходит автоматически, вне их национальной преднамеренности. Многие писатели отмечают свойственную евреям неопрятность в быту. Этим, по мнению В. В. Розанова, объясняется негативное отношение представителей некоторых народов к евреям.

В то же время В. В. Розанов подчеркивал особое отношение евреев к русским. «Евреи уважительно, любяще и трогательно относятся к русским, даже со странным, в отличие от европейцев, предпочтением. Причину непреодолимого притяжения евреев к русским автор видел в присущей обеим нациям задушевности. Только русский есть пьяный задушевный человек, а еврей — трезвый.

Национальный характер евреев обладает цельностью и внутренним единством. По выражению В. В. Розанова, это народ с «призванием, с исключительными способностями во всем, будь то добро или зло, свет или тьма». Полярность природных качеств евреев отмечал и Н. А. Бердяев, находя в этом сходство с психологией русских. А русский философ, поэт и публицист В. С. Соловьев выделял такие три полярно противоположные отличительные черты евреев, как глубокая (до полного самопожертвования) религиозность, крайне развитое самосознание («каждый еврей до глубины души и до мозга костей проникнут чувством и сознанием своего национального, семейного и личного Я») и крайний материализм (преобладание утилитарных и корыстных соображений в их деятельности).

Несмотря на женственность еврейской нации, многие социологи и психологи отмечают воинственность евреев. В новейшей истории можно назвать немного государств, которые бы столь часто втягивались в военные конфликты, как Израиль. Пять арабо-израильских войн, юдофобские настроения в странах диаспоры (страны проживания евреев в изгнании) и открытая враждебность арабов оставили заметный след в психологии израильтян. Этим объясняется и престиж вооруженных сил Израиля. Израильские евреи с раннего возраста воспитывают детей так, что для них предстоящая служба в армии естественна, как и учеба.

«Восточная темпераментность» евреев со всеми ее производными способна повлечь иногда негативные моменты. В частности, в некоторых арабо-израильских войнах ряд неудачных исходов сражений привел к потере наступательного духа, упорства и сопротивляемости. В целом военное мышление израильтян, как уже говорилось, отличается аналитичностью, стремлением всесторонне учесть обстановку и детально спланировать как боевые действия, так и подготовку к ним.

Неблагоприятно сказываются на боевых качествах израильской армии такие черты национальной психологии, как впечатлительность, склонность к авантюризму, чрезмерно высокий темперамент, самолюбие, национализм и неуважение к авторитетам, т. е. командирам и начальникам, ведущее, как правило, к недисциплинированности.

Евреи — оптимисты. У них, как заметил В. В. Розанов, всегда «превосходное расположение духа». Они отличаются своей сплоченностью. В отличие от европейцев, «где каждый сам за себя», у евреев — «все за каждого». Европейцы разобщены, евреи же, по выражению В. В, Розанова, не только соединены, но слиты.

Важной чертой евреев является чувство национальной гордости. В первую очередь, это связано с тем, что евреи осознали себя как единый народ после долгого периода национального «дискомфорта». Иногда чувство национальной принадлежности, любовь к отечеству и преданность своему народу приобретают уродливые формы национализма. Психология израильского националиста отличается догматической нетерпимостью к инородцам; себя он считает единственным обладателем всех достоинств. Отсюда вытекает грубость и жестокость (до садизма) в отношении арабов, что не может быть свойственно народу, относящему себя к интеллектуальной и социальной элите как в своем, так и в других государствах.

АРАБЫ. Как свидетельствуют результаты проведенных исследовании, арабы являются жизнерадостными, веселыми людьми, отличающимися приветливостью, наблюдательностью, изобретательностью.

Иерархическая система подчинения, насаждавшаяся правящими кругами среди арабов, выработала определенные нормы взаимоотношений между низшими и высшими, младшими и старшими. Высокомерие, грубость, а зачастую и рукоприкладство, являются обычной практикой высших по отношению к низшим. Отношение же низшего к высшему всегда отличается подобострастием в речи и манере поведения. Вместе с тем араб, привыкший покорно переносить несправедливость со стороны вышестоящих, очень чувствителен в отношениях с себе равными, проявляет высокую степень эмоциональной возбудимости, а часто и экспансивности, отстаивая вопросы чести и личного достоинства. В повседневной жизни арабы постоянно соизмеряют слова и поступки с реакцией на них окружающих, стремятся «сохранить лицо».

Арабы никогда не получали удовлетворения от своей работы, поскольку труд для них всегда был тяжкой повинностью. Поэтому их трудолюбие имеет свою специфику. Оно не сочетается с дисциплинированностью, как и у других народов, длительное время находившихся под колониальным гнетом. В то же время исключительно тяжелые условия жизни приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, закрепили в них такие качества национального характера, как неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость и терпение. Кроме того, для них свойственны необычайное жизнелюбие и миролюбие, незлопамятность, общительность, гостеприимство и чувство юмора.

Мусульманская доктрина, ее нравственность, насаждаемая веками среди арабов, всегда исходила из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном. Последние, оторванные от конкретно-исторических условий общественного развития и потребностей людей, объявлялись вечными и неизменными. Нравственным идеалом ислама является вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением снискать милость Всевышнего. Поэтому арабам с детства внушалось, что небу наиболее угоден богобоязненный, обиженный судьбой человек. Вот почему в соответствии с подобным нравственным идеалом арабам на протяжении многих веков прививались униженность, покорность, смирение, раболепие, умеренность, неприхотливость, приспособляемость и терпение. В то же время результатом влияния мусульманской религии стало широкое распространение среди арабов различного рода суеверий и предрассудков, которые по сей день вносят в восприятие и осмысление окружающего чрезмерную настороженность и подозрительность.

Под воздействием арабского языка, для которого свойственны лексические и синтаксические повторы, гиперболы, метафоры, особое ритмико-интонационное построение речи, у арабов вырабатывалась склонность к преувеличению в оценке результатов деятельности, в восприятии окружающей действительности, не столько логическое осмысление получаемой информации, сколько повышенное внимание к форме изложения, стилю речи, красноречию говорящего. Они не любят строгой логики и объективных доказательств, а больше всего ценят афористичность, многообразие впечатлений. Для них свойственны повышенная сила реактивности, бурный характер, импульсивность, порывистость, несдержанность в проявлении своих чувств и эмоций.

В целом в процессе межличностного общения и взаимодействия арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на контакт, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений с понравившимися им людьми. Они не таят своих истинных чувств по отношению к собеседнику или иностранцу, если последний им нравится, а общение приносит удовлетворение и способствует личностному развитию.

Валерий Русаков

Источник: сайт "Новости ООН" - http://оон.рф/ru/news/20140814/04061.html

Tags: Арабы, Евреи, Семиты, национальная психология, национальный характер
Subscribe

  • Путину пора брать власть

    Путину пора брать власть Время решать и решаться. Сейчас или никогда. Исключительно удобный момент. Уникальная возможность сделать без помех всё,…

  • Адский коктейль

    Боюсь, что в России всё будет даже хуже, чем в Италии. Мы ведь по ментальности очень схожи. Причем русский похуизм надо ещё помножить на советское…

  • Экспромт

    Сегодня наткнулся на объявление о вакансии. Чтобы постулировать свою кандидатуру, надо было ответить на ряд вопросов, в том числе - на такой:…

promo banguerski_alex апрель 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments