Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Category:

Евреи и Русские: их роль в русской революции

К 100-летию Русской революции. А большевизм с чекизмом откуда?

Израиль Зайдман: На этой почве не могло вырасти ничего другого, кроме путинского режима

update: 30-04-2017 (12:42)

Все в России делалось русскими руками, с русского согласия, сами и хлеб сеяли, сами и веревки намыливали.
Юрий Нагибин, "Темнота в конце туннеля"

В предыдущей статье (http://www.kasparov.ru/material.php?id=58FB3C883914E&subject_id=202) на основе сравнительного анализа истории и ментальных особенностей двух народов России – главного (титульного) и главного (по уделяемому ему вниманию) нетитульного – было показано, какой из них более склонен к утопиям типа социализма и к насилию, которого требует утверждение утопий такого рода. Здесь мы попытаемся оценить реальную роль каждого из этих народов в утверждении в России большевистской утопии.

Десять тысяч местечковых недорослей охомутали Великую тысячелетнюю Россию?

Отрицать активное участие евреев в утверждении большевизма не приходится, и никто из евреев его и не отрицает. Другой вопрос: какое значение это их активное участие имело для исхода борьбы? Известно, что советские евреи принимали активное участие в борьбе с фашизмом в рядах Красной армии – было много генералов-евреев, по числу Героев Советского Союза (пропорционально к численности населения) евреи заняли среди народов СССР третье место. Но можно ли из этого сделать вывод, что евреи сыграли решающую роль в победе над фашизмом? Естественно, нет, ибо при всей их активности евреи составляли в Красной армии небольшой процент.

Поэтому попытаемся выяснить, какую реальную роль в партии большевиков играли евреи и для начала – сколько их в ней было. Общее мнение, разделяемое и большинством евреев, таково: много, даже очень много. Но, вот беда, обычно оценка такими общими словесами и ограничивается.

Шульгин писал: "В Красном стане евреи изобиловали и количественно, что уже важно, но сверх того занимали „командные высоты“, что еще важнее"; "Коммунистической партией руководили евреи, кои в нее, партию, вошли в большом количестве и ею овладели. Поэтому в крови русской повинны евреи-коммунисты".

А вот мнение Шафаревича из его "Русофобии": "Вряд ли был в Истории другой случай, когда на жизнь какой-либо страны выходцы из еврейской части ее населения оказали бы такое громадное влияние"; "В либерально-обличительной прессе, в левых партиях и террористических группах евреи, как по их числу, так и по их руководящей роли, занимали положение, совершенно несопоставимое с их численной долей в населении".

О том же пишет и Кожинов в книге "Россия. Век ХХ": "В составе „красной“ власти в самом деле было исключительно много иудеев или, точнее, евреев". Он говорит о "совершенно несоразмерном участии евреев во всем, что делалось после октября 1917 года", фиксирует "обилие евреев в тогдашней власти".

Мнение, как видим, единодушное, но... нет ли где конкретных цифр? Вот первая ласточка, читаем у Олега Будницкого в статье "„Еврейский вопрос“ в эмигрантской публицистике 1920-1930-х": "В годы гражданской войны Бурцев выступил на страницах „Общего дела“ против отождествления большевиков с еврейством. Анализируя национальный состав петроградской организации РКП(б), он показал, что евреи составляют в ней 2,6% (при общей доле в населении Петрограда 1,8%)..." Поясню: Бурцев – видный член партии кадетов, русский по национальности.

А вот находим... у Кожинова в той же его книге: "В 1922 году, к XI съезду, в большевистской партии, насчитывавшей 375 901 человек, евреев было всего лишь 19564 человека то есть немногим более 5 процентов... Какое уж тут „еврейское засилье“!" Сравните это с приведенными двумя абзацами выше другими его утверждениями и выводы сделайте сами...

Известный в свое время русско-еврейский экономист и общественный деятель Борис Бруцкус (естественно, оказавшийся в числе высланных в 1922 году из страны по указанию Ленина ученых, философов, писателей), в капитальной статье "Еврейское население под коммунистической властью", впервые напечатанной в 1928 году, писал: "По подсчетам от января 1927 года общее число коммунистов в СССР было 1 122 874, в том числе евреев 45 342, или 4%..."

Геннадий Костырченко в книге "Тайная политика Сталина" повторяет данные трех названных выше авторов, но дополнительно приводит: "К началу 1917 года среди примерно 23 тыс. членов этой организации насчитывалось около 1 тыс. евреев (4,3%)".

То есть в течение всего периода 1917-1927 годов, вместившего в себя Февральскую революцию, Октябрьский переворот, Гражданскую войну 1917-1922 годов, репрессии против православной церкви и интеллигенции, доля евреев в большевистской партии не выходила за пределы 4-5%, что примерно соответствовало доле евреев в населении Российской империи (4%).

Нужно учесть еще одно немаловажное обстоятельство: еврейское население России к описываемому времени было преимущественно городским. Бруцкус сообщает, что в то время "коммунистическая партия почти исключительно городская и процент евреев-коммунистов вдвое ниже, чем процент евреев в составе городского населения", который составлял тогда, по его же данным, примерно 8%. Сходные данные приводит Солженицын. С какой стороны не подойти, оказывается, что, вопреки мифам, евреи в большевики отнюдь не рвались.

Неоднократно внимание на это указывает Солженицын, например: "В ходе 1917 года в руководстве меньшевиков, правых эсеров, левых эсеров и анархистов численность евреев была много больше, чем в большевиках". Сам товарищ Сталин, как свидетельствует Костырченко, в статье, посвященной V ("лондонскому") съезду РСДРП 1907 года констатировал, что во фракции меньшевиков "доминируют евреи", а во фракции большевиков – "русские, которые составляют „громадное большинство“". Семен Резник в статье "Антисемитизм – одна из болезней ума" в "Еврейской газете" (Германия) сообщает: "90% еврейской элиты России восприняли большевистский переворот как катастрофу и активно выступили против него... Из 15 ораторов, выступивших на первом и единственном заседании Учредительного собрания против большевиков, 14 были евреями".

Все сходится: вспомним характерную черту русских, отмеченную Шульгиным: "отсутствие задерживающих центров", склонность к насилию. Евреям это, как правило, не свойственно.

Но сколько же евреев было среди большевиков в период, когда решалась судьба России? Посмотрим еще раз на цифры: "к началу 1917 года" в большевиках "около 1 тыс. евреев" (Костырченко), "в 1922 году, к XI съезду, в большевистской партии... евреев было 19 564 человека" (Кожинов). Жаль, нет цифр для октября 1917 года, для самых "горячих" 1918, 1919 годов. Но ясно, что число евреев-большевиков в те годы находилось где-то между двумя названными цифрами, то есть составляло несколько тысяч человек, вряд ли больше 10 тысяч. Соответственно, общая численность партии в то время находилась где-то между 23 тысячами (Костырченко, 1917 г.) и 376 тысячами (Кожинов, 1922 г.), то есть, в среднем, порядка 200 тысяч, из которых подавляющее большинство составляли русские.

Но кто были эти 10 тысяч еврейских большевиков? Кожинов пишет: "Евреи, так или иначе приобщенные с ранних лет к русской культуре, как правило, не превращались в большевиков... После 1917 года они либо эмигрировали, либо были высланы, либо оказались в нарастающем конфликте с властью, либо, наконец, держались в стороне от власти".

В самой верхушке большевиков было небольшое число более-менее прилично образованных евреев. Но основную массу еврейских большевиков (как, впрочем, и всех остальных) составляли вот эти полуобразованные (называть их "полуинтеллигентными" не совсем точно), не всегда даже толком владевшие русским языком выходцы из местечек черты оседлости. И, если верить русским юдо-озабоченным господам, получается, что несколько тысяч еврейских недоучек решили судьбу огромной 150-миллионной, тысячелетней России?!

Мы уже знаем, что в Красной армии воевало 70-75 тысяч царских офицеров и генералов. По мнению Кожинова, большинство из них воевало на стороне красных из патриотических соображений, кто-то – из-под палки. В любом случае за ними нужен был глаз да глаз. На каждого нужно было хотя бы по одному комиссару. Где взять 70-75 тысяч евреев, если их всего от силы десяток тысяч? Но юдоозабоченные твердят, что евреями были переполнены "чрезвычайки", то есть органы ЧК. И не стоит еще забывать о многочисленных продотрядах, ЧОНах, заградотрядах. Ясно, что этих 10 тысяч еврейских большевиков, даже если добавить к ним некоторое число латышей и поляков, и близко на все не могло хватить. Ясно, что большинство этих постов занимали русские.

Но почему все же у многих современников событий, в том числе таких явно не юдофобов, как, например, В.Г. Короленко, возникло представление об "очень внушительном участии евреев в большевистской власти"? Коротко объяснить это можно сочетанием следующих причин: реальной – евреи, как всегда, были более активны; "биологической" – ввиду "инакости" внешнего вида и речи евреи больше бросались в глаза; психологической – евреи никогда не были в России во властных структурах, и их появление в них воспринималось как аномалия.

Тут, конечно, начнут мусолить цифры участия евреев в руководящих органах большевистской власти. Вот, например, Владимир Солоухин в своей "разоблачительной" книге "При свете дня" утверждал, что "в первом составе Совета Народных Комиссаров соотношение евреев к неевреям 20:2". "Честный" (как мы видели выше, не всегда) почвенник Кожинов по этому поводу пишет: "Между тем, абсолютно точно известно, что в этом „первом составе“ из 15 наркомов евреем был только один Л.Д. Бронштейн (Троцкий)". И добавляет: "Сравнительно небольшой оставалась доля евреев и в последующих составах Совнаркома вплоть до середины 1930-х годов..." Книга Солоухина вся состоит из чудовищных, буквально из пальца высосанных измышлений, не только в адрес евреев, и Кожинов дает ей характеристику: "Что касается „информации“, предлагаемой в книге „При свете дня“, остается только руками развести – откуда такое берется?!"

Но, конечно, "главная" власть тогда была сосредоточена не в правительстве, а в ЦК партии (с 1919 года, с учреждением Политбюро в составе ЦК – в нем). Приведя суммарный состав ЦК РКП(б) за четыре с половиной года Гражданской войны, Кожинов заключает: "Обилие „русской“ части членов ЦК (более половины при всего лишь одной пятой части евреев) может смутить тех, кто на основе всяческих слухов и домыслов (а не фактов) проникся убеждением, что ЦК был в те годы чуть ли не целиком „еврейским“". Действительно, из 48 человек, побывавших за эти годы в ЦК, евреев было 10, что весьма далеко от "целиком еврейского" состава. Правда, это все же 20,8%, что намного больше доли евреев в населении России. Но, чтобы "овладеть партией", согласитесь, этого маловато.

Евреев в руководстве большевистской партии было больше, чем их доля в населении, по простой причине, о которой пишет Резник: "в России конца ХIХ века 85% населения было неграмотным", то есть грамотными были всего 15%. Среди евреев "процент грамотных был не менее 50-60%... В интеллектуальной элите евреи занимали очень заметное место – наверное, 25-30%".

Но главное было в другом. Тот же Кожинов сообщает: "Мало кто знает, что до 1917 года евреи занимали в верхах большевистской партии сравнительно скромное место явно менее значительное, чем в партиях меньшевиков и даже эсеров... Особенно примечателен тот факт, что такие „цекисты“ с 1917 года, как Троцкий, Урицкий, Радек, Иоффе, только в этом самом году и вошли-то в большевистскую партию! То есть получается, что евреи особенно „понадобились“ тогда, когда речь пошла уже не о революционной партии, а о власти..." И это в полной мере подтверждается тем, что уже в 1926 году, когда власть укрепилась, евреи были полностью "вычищены" из высшего эшелона власти. Мавр сделал свое дело...

Обстояло бы дело так, как писал Шульгин (см. выше) – "В Красном стане евреи изобиловали и количественно, что уже важно, но сверх того занимали „командные высоты“, что еще важнее" – все было бы ясно: набились евреи в партию в подавляющем числе и выбрали руководителей из своей среды. Но, если их в партии было 4-5%, значит, не их голосами выбиралось руководство.

Я обращаюсь к моим соплеменникам: когда нынешние потомки русских большевиков того времени начинают вас шантажировать большим участием евреев в руководстве партии во время революции и Гражданской войны, посылайте их ко всем чертям: это их деды выбрали Троцкого, Зиновьева, Свердлова себе в вожди, вот пусть они за них и отвечают.

Резюмируем. Количественное участие евреев в большевистской партии в течение всей Гражданской войны было весьма скромным. Роль их в руководстве партии была более значительной, но также сильно преувеличивается "патриотами".

Но уж в ЧК-то точно они над русскими людьми измывались?

Как и многие другие антисемитские мифы, этот тоже во многом обязан своим происхождением Шульгину. Его оценки участия евреев в деятельности чрезвычаек (органов ЧК) основываются на случайных, отрывочных данных. Так, он ссылается на показания следователям Белой армии некоего Валера, который "(по его словам) по принуждению служил в Киевской чрезвычайке". По его показаниям, чрезвычайка состояла едва не из одних евреев. Вы можете себе представить, чтобы в ЧК кого-то брали по принуждению? Спасая свою шкуру, такой тип покажет следователям что угодно, особенно, если поймет, какие показания их больше устроят.

Показаний одного проходимца плюс "народной молвы" Шульгину оказалось достаточно для вывода: "чрезвычайки были в Киеве густо окрашены в еврейские цвета". В советских научных кругах ходила шутка: "Ничего, что кривая проведена по одной точке, зато она в точности соответствует теоретическим представлениям автора". Шульгин писал о "кровожадных жидах, наполнивших киевские чрезвычайки". А далее он продолжал: "Но если бы в этих местных чрезвычайках не было ни одного еврея, то и тогда все же эти расправы были бы делом еврейских рук по той причине, что коммунистическая партия, от лица которой все это делалось, во всероссийском масштабе руководилась евреями" (выделено Шульгиным). Нужны какие-либо доказательства человеку с такими убеждениями?

Последователям Шульгина его "доказательств" вполне достаточно. Более того, картину, нарисованную им для Киева, они без особых мудрствований переносят на всю Россию. Шафаревич в "Русофобии" пишет: "Из большинства мемуаров времен гражданской войны возникает странная картина: когда упоминаются деятели ЧК, поразительно часто всплывают еврейские фамилии идет ли речь о Киеве, Харькове, Петрограде, Вятке или Туркестане. И это в то время, когда евреи составляли всего 1-2 процента населения Советской России! Так, Шульгин приводит список сотрудников Киевской ЧК: в нем почти исключительно еврейские фамилии".

Человек говорит о "большинстве мемуаров времен гражданской войны", но приводит данные одного Шульгина! И так от автора к автору. Конечно, не мог не отметиться и наш "большой друг" Буровский. Он не просто копирует информацию Шульгина – он подходит к делу творчески. Если у того речь идет просто о сотрудниках чрезвычайки, Буровский говорит уже о "командных должностях" и т. д. Он пишет еще о Петроградской ЧК: "На одного русского, поверьте на слово, там приходится два латыша и пять евреев". Не верим мы вам на слово, господин хороший, – не тот вы человек, которому можно верить. Почему, приводя данные о Киевской чрезвычайке, вы даете ссылку на работу Шульгина, а откуда взяли информацию о Петроградской, скромно умалчиваете?

А вот еще об одной ЧК: "В Ярославле чекисты (на 90% евреи) убивали мальчиков в гимназических фуражках: „чтобы не вырос еще один русский интеллигент“. Дети перестали носить фуражки, и тогда чекисты стали определять подлежащих смерти по характерному рубчику под волосами: натирает фуражка, и натирает в определенном месте! Поймает коммунист русского ребенка, начинает щупать, и если нащупает – выстрел! Как ни поносили зверей-погромщиков, а что-то я не слыхал, чтобы евреев убивали... ну, допустим, по принципу: есть на заду следы хедеровской розги – надо стрелять. Или что-нибудь в этом духе. Смеетесь? Но ведь детей-то убивали".

А мы все равно смеемся, ибо такого вранья и у Мюнхаузена не найдешь. "Информация" о Ярославской ЧК имеет ссылку – на книгу Владимира Солоухина "При свете дня", характеристику которой Кожиновым мы приводили выше. Но наш "друг", как мы уже знаем, человек не брезгливый: он воспроизвел даже "информацию" о том, что геноцидом армян в Турции руководили евреи. А вот о книге Сергея Мельгунова "Красный террор" Буровский, как и Шафаревич, понятия не имеет. Ну что поделаешь – не попадалась она историку. Может быть, он даже не слышал о ней...

Что ж, расскажем о ней и ее авторе мы. Мельгунов – не политик как Шульгин, не писатель, как Солоухин и не советский кандидат исторических наук как Буровский. Он, как сказано в послесловии к книге, – "историк, и отнюдь не рядовой исследователь, а профессионал высокого класса", успевший за первые полтора десятилетия ХХ века зарекомендовать себя как автор многочисленных трудов и особенно как участник целого ряда знаменитых коллективных изданий и редактор одного из лучших исторических журналов. Разницу между русским историком-профессионалом и некоторыми советскими кандидатами исторических наук лучше всего можно передать старым анекдотом. Девочка спрашивает папу, кто такой Карл Маркс. Тот отвечает – экономист. На что девочка говорит: а наша тетя Рива – старший экономист! Мельгунов, в отличие от известного нам советского "старшего историка", занимался не пересказом бредовых измышлений, а тем, что и является главной задачей профессионального историка, – изысканием первоисточников. Понятно, в те годы и в тех условиях это была весьма нелегкая и просто опасная работа. Небольшая по объему (200 стр.), книжка содержит огромный массив фактов.

Приведем из предисловия к книге характеристику большевистского ("красного") террора : "Нельзя пролить более крови, чем это сделали большевики; нельзя себе представить более циничной формы, чем та, в которую облечен большевистский террор. Это система, нашедшая своих идеологов; это система планомерного проведения в жизнь насилия, это такой открытый апофеоз убийства, как орудия власти, до которого не доходила еще никогда ни одна власть в мире. Это не эксцессы, которым можно найти в психологии гражданской войны то или иное объяснение... Моральный ужас террора, его разлагающее влияние на человеческую психику в конце концов не в отдельных убийствах, и даже не в количестве их, а именно в системе". Именно этим – возведением в систему – отличался и террор достойных учеников большевиков – немецких нацистов.

Главный вопрос, который интересует нас в данном разделе – кто были проводники и исполнители красного террора? Чтобы попытаться найти ответ на него, я вынужден был заняться довольно нудным делом: провести тщательную "инвентаризацию" по национальностям упоминаемых в книге Мельгунова чекистов. И вот что из этого получилось.

Из 35 геройствовавших в Украине чекистов, которых поименно называет Мельгунов, встречаются немцы, поляки, венгры, есть даже "негр Джонстон, специально выписанный из Москвы", много латышей, но больше всего – украинцев и русских. К евреям, при всех натяжках (кто прямо назван евреем или чьи фамилии похожи на еврейские) можно отнести 8 человек. Это составляет 23 %. Но это же Украина – бывшая черта оседлости! Из этих восьми только один (Вихман в Одессе) руководил, видимо, одной из чрезвычаек, остальные были рядовыми следователями. А во главе Всеукраинской ЧК, неоднократно отмечает автор, стоял "Лацис, истинный творец и осуществитель террора на Украине". На ведущую роль евреев в ЧК Украины это как-то не похоже.

А вот Мельгунов цитирует "опубликованный в Англии отчет сестер милосердия русского Красного Креста для доклада Международному Красному Кресту в Женеве": "Когда я вспоминаю лица членов Чека: Авдохина, Терехова, Асмолова, Никифорова, Угарова, Абнавера или Гусига, я уверена, что это были ненормальные, садисты, кокаинисты – люди, лишенные человеческого облика". Надо полагать, чекисты перечислены в соответствии с их рангом в этом славном учреждении, и мы видим: 5 первых лиц носят русские фамилии, и только в конце появляется одна еврейская и еще одна – скорее немецкая. Мельгунов приводит еще данные из книги некоего Нилостонского, который "насчитал в одном Киеве 16 самых разнообразных Чрезвыч. Комиссий, из которых каждая выносила самостоятельные смертные приговоры". Не исключено, что в какой-то из них действительно преобладали евреи, но это нельзя относить ко всем чрезвычайкам Киева и Украины.

За пределами Украины Мельгунов назвал 5 евреев-чекистов. Вместе с восьмеркой в Украине их 13 человек. Всего в его книге поименно названо 82 чекиста. Следовательно, евреи в их числе составляют около 16%. На "засилье", о котором говорят Шульгин, Шафаревич и Буровский, это явно не тянет. Русских фамилий мы насчитали 44, или 53,7%, что примерно соответствовало их доле в населении страны.

(окончание следует)

Tags: Евреи, Русские, СССР, революция, репрессии
Subscribe

promo banguerski_alex april 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments