Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Categories:

Особенности национальных характеров

Нашёл на сайте http://characterology.ru/ рубрику "Национально-характерологические особенности" с интересной подборкой статей:

Если верен тезис о том, что «как судьба человека во многом определяется его характером, личностью — так и судьба народа», то именно сейчас, когда Россия в очередной раз стоит на историческом перепутье, выбирая направление, необходимо понять, какие ценности веками формировала наша культура, усваивали мы и наши дети. В этой статье мы попробуем, хотя бы в первом приближении, рассмотреть эти проблемы, опираясь не только на мнения писателей и философов, но и на данные современной науки — этнической и кросс-культурной психологии.
В девятнадцатом веке многие исследователи рассматривали культуру как продолжение или естественное следствие генотипа. Затем в социологии наступила эпоха «культурного релятивизма», то есть культура стала считаться в основном независимой от генотипа. Я же считаю, что генотип является одним из важнейших факторов формирования культуры, но не в том смысле, в каком считали раньше. С моей точки зрения, культура не является продолжением генотипа, она является скорее его смягчением. Культура взаимодействует с генотипом, адаптируя его к общественной форме жизни. И поэтому некоторые вещи, которые в генотипе имеют «плюс», в культуре могут иметь «минус». В книге это подробно разобрано на примере эпилептоида.
«Душа России», как полагает Николай Бердяев, это — святая, покорная, застенчивая, сомневающаяся, религиозно-материалистическая женственная боязнь власти, нерешительность, неуверенность в своих силах... Соглашаясь в основном со всем этим у Бердяева и многих других исследователей «загадочной русской души», отмечу, что такая национально-психологическая особенность, противоположная агрессивности, есть дефензивность.
Истинный русский язык психотерапевта, помогающего человеку по-русски даже в другой стране, неотделим от русской культуры и русской природы. Это касается и природы русской души, а не только природной русской крапивы. Главная особенность болезненной русской сложной души, особенно нуждающейся в клинической национальной психотерапии, есть углубленная дефензивность (тягостное аналитическое ранимое переживание своей неполноценности).
Дефензивность (в противовес агрессивности) есть, в сущности, вариант природной душевной защиты. Пассивно-оборонительная структура этой защиты сказывается здоровой или болезненной робостью, застенчивостью, неуверенностью в себе, самоаналитическими укорами и нередко несет в себе тревожно-нравственное, созидательное намерение. В русской старине вообще легко тут и там находить дефензивность, поскольку в мягком здоровом виде она всегда была присуща русскому духу, особенно русской интеллигенции.
Характерологическая особенность личностного варианта, описываемого в статье, тесно связана с «простодушием», и оно занимает здесь ведущее место. В простодушии вообще обычно присутствует смекалистость, но не аналитичность. Простодушие включает в себя доверчивость, но не следует его понимать как безграничную наивность, влекущую к постоянной обманутости. Это скорее бесхитростность, проникнутая нередко нравственным благородством, доверчивость, происходящая от доброжелательного отношения к людям, соединенные с практической сметкой в житейских делах, иногда с некоторым добрым лукавством.
Профессионализм — это «хорошее владение своей профессией» в том смысле, что профессионал хорошо знает и умеет все важное, установленное в своей специальности (обычно в каком-то ее разделе), известное на сегодняшний день в мире и узаконенное в специальной учебной программе. Профессионал знает, умеет все, что требуется для круга его специальности. Профессионализм, разумеется, невозможен без строгих экзаменов и грамотных преподавателей. Все это роднит профессионализм с прагматизмом.
Все мы любим и ценим русский язык, поскольку пребываем в нем с рождения. A как он воспринимается со стороны? Поговорим о тех особенностях «мышления по-русски», которые воспринимаются иностранцами именно как странности, знаки особого ментального строя. Я не буду говорить о художественной словесности, которая в своих классических образцах принята и усвоена во всем мире. Значительно хуже обстоит дело с интеллектуальным творчеством: философией, публицистикой, гуманитарными науками. Здесь между Россией и Западом висит как будто языковой занавес.
«Прекрасная Америка!» — называют свою страну американцы. И она действительно прекрасна. Удивительны ее бескрайние просторы, на которых уместился целый учебник географии, от жарких пустынь до вечных снегов. Достойны восхищения ее люди, свершившие уникальный исторический эксперимент и создавшие новое мощное государство из ничего. Как бы критически ни относились к характеру американцев сторонние наблюдатели, большинство посетивших эту страну согласятся, что это место, где чувствуешь себя легко. Какие же они, эти загадочные американцы, если попытаться взглянуть на них без голливудского лоска, но и без европейского снобизма?
Англия — явление уникальное и парадоксальное. Начать с того, что страна эта не имеет определенного названия. То есть, конечно, все знают, что Англия — это часть Великобритании, она же — Британия, куда кроме нее входят еще и Шотландия с Уэльсом, в свою очередь входящие в состав Соединенного королевства вместе с Северной Ирландией, уже в свою очередь входящее в Британские острова (с Республикой Ирландией и рядом небольших островов). Живут на островах, соответственно, англичане, шотландцы, валлийцы, ирландцы, а вот британцами никто быть не хочет, хотя найти сегодня представителя любого из этих славных и гордых своей независимостью народов в «чистом виде» практически невозможно.
Русскому человеку трудно писать про немцев. Труднее, наверное, только про самих себя. Видимо, слишком уж многое объединяет: самые близкие соседи из европейцев, давние и тесные исторические связи, общие страстные увлечения — философия, литература, музыка и в то же время — самая большая боль. С одной стороны, так до конца и не решен вопрос о том, не немцы ли создали все то, что нас теперь окружает: от государства до системы образования. С другой — так и живут в русском человеке страх и отвращение при звуке немецкой речи — может, оставшиеся от бабушек и дедушек, переживших войну, может, от фильмов об этой войне, а может, это уже просто заложено генетически.
Один норвежский ученый уже много лет проводит эксперимент. Во время лекций, которые он читает в разных странах, просит аудиторию выполнить простое задание — нарисовать карту Европы. Оказалось, что у каждого народа она, Европа, — своя, и даже очертания ее все воспринимают по-разному. Если норвежские студенты рисовали огромный выступ, нависающий над весьма скромных размеров территорией, а Британские острова, например, вообще частенько забывали, то остальные европейцы, тщательно вырисовывая государства континентальной Европы, порой совсем опускали те земли, которые называются Скандинавским полуостровом, — как не играющие большой роли в настоящей Европе.
Италия всегда манила к себе путешественников. Любители искусства, романтики, художники, паломники, гурманы, знатоки моды, туристы-обыватели стремились сюда каждый со своими целями — прикоснуться к прекрасному, поклониться христианским святыням, отвлечься от житейской суеты, удовлетворить взыскательные вкусы, наконец, просто чтобы иметь возможность, вернувшись домой, небрежно обронить в беседе: «Когда я был в Италии…».
Современный период истории Швеции представляет значительный интерес для исследования в различных областях науки. Новейшая история этой страны является во многом уникальной, характеризуясь весьма специфическим позиционированием этого северного государства на международной арене. Внутренняя и внешняя политика Швеции формируют довольно своеобразное самоощущение у ее жителей, а также определенные стереотипы в глазах иностранцев. Рассмотрению всего этого и посвящена данная статья.
Корея — самобытная и интересная страна, многое здесь отличается от западной культуры, т. к. это восток. Ну вот, в чем же отличия и как правильно себя вести или вернее как строить общение? Да, было бы все так легко, если бы не...
Кроме собственно, проблемы соотношения философского и научного знания в современном научном дискурсе, в книге рассмотрено соотношение указанных форм знания в традиционных культурах Востока — чему посвящены остальные три рубрики книги. В целом, как явствует из представленных статей, можно говорить о некой общей черте, характерной для всех трех культурных традиций (индийской, дальневосточной и мусульманской): в каждой из этих традиций философия и элементы научного знания органично сосуществуют, дополняя друг друга, и, в свою очередь, совместно «уживаясь» с религией. Это вполне очевидно уже на примере индийской философии, но также и в двух других традициях. С другой стороны, рассмотрение данной теоретической проблемы на материале восточных культур отчетливо показывает своеобразие каждой из них, как и то, каким образом данное своеобразие отразилось в отношении к научному знанию.
http://characterology.ru/characterology/nation-characterologic/
Tags: Русские, американцы, англичане, итальянцы, национальная психология, национальный характер, немцы, скандинавы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Три правила достижения успеха

    1. Знать больше, чем остальные. 2. Работать больше, чем остальные. 3. Ожидать меньше, чем остальные. Уильям Шекспир.

  • Что такое "интерробанг"

    Знаете ли вы, что такое "интерробанг"? Интерроба́нг , или вопроца́тельный знак [1] ( ‽ ) ( англ. interrobang , от лат.…

  • Маркетинговые войны

    О войнах за умы и сердца покупателей Почему борьба за покупателей вышла за рамки их потребностей? Почему современные рынки стали похожи на театр…

promo banguerski_alex апрель 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments