Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Франция. Стиль жизни

ЖИТЬ ПО-ФРАНЦУЗСКИ

Картинки с выставки: ее организаторы куда оптимистичнее нас смотрят на кризис

Александр Бангерский

НЕУЖЕЛИ оно не ушло - время, когда появились в нашей жизни первые стильные вещи и первые стиляги, когда еще не было в нашем языке словосочетания "стиль жизни", а вольный стиль в плавании или в борьбе казался пределом вольности? Время, когда длиннющие очереди с ночи выстраивались за билетами на первые выставки в Сокольниках и на первые недели не нашего кино? Время поэтических вечеров в Политехническом? Время молодости наших родителей? Время нашего детства?

Трудно в это поверить, когда на дворе кризис и дефолт. Но в это поверить можно, когда поперек московских улиц висят транспаранты "Франция. Стиль жизни", а на выставку с таким названием (уже не в Сокольниках, а на Красной Пресне) за пять дней работы пришло больше 10 тысяч человек.

Нет, не было хвостов у касс, да и выставка-то предназначалась для профессионалов - оптовиков, импортеров, дистрибьюторов и прочих дилеров. И все же в последний день, когда доступ в павильон Экспоцентра открыли и простым смертным (за деньги, конечно), на всех стендах, а их было за сотню, пришлось вывесить срочно набранное на компьютере и размноженное на ксероксе объявление, до боли напомнившее те времена далекие, сейчас почти былинные, когда не было у нас ни компьютеров, ни ксероксов, да и слов-то таких мы не знали. Объявление гласило: "Экспонаты не продаются".

Причины запрета были, конечно, совсем не те, что 30-40 лет назад. Тогда - блюли нашу невинность. Сейчас - соблюдают таможенные правила. До идейно-товарной непорочности российского обывателя никому давно уже дела нет.

Тем более странно, что он, обыватель, по-прежнему жаждет растлиться и пасть. Прямо в ласковые сети западного стиля жизни. Прямо в его пасть.

 

Казалось бы - на, вот он, в любом киоске. Ан нет, нашего человека на мякине не проведешь. Он знает: то, что в киоске и даже в шикарном стеклянном ларьке-супермаркете у ближайшего метро, - подделка, имитация, фальшивка, даже если она сделана не в Таиланде или Турции, а в том же Париже.

А нам хочется настоящего. Если не купить, то хотя бы увидеть. Конечно, можно пойти в какой-нибудь бутик на Тверской или в "Рэдисон-Славянской" (ничего себе сочетаньице!), хотя, боюсь, окатят нас там таким ледяным презрением, что уж не захочется и снаружи витрины разглядывать. Кстати, у французов есть выражение "вылизывать витрины". Это когда вполне добропорядочная буржуазная супружеская чета отправляется погулять по улицам своего города (не обязательно Парижа), внимательно рассматривает содержимое витрин, приценивается, строит планы. Или дамы-подружки ходят, смотрят, обсуждают моды.

У нас пока хорошая витрина - редкость, даже в столице. Да и всегда остается оттенок сомнения: не прошлогодние ли новинки? И вообще советский человек (то есть тот, кто сформировался при советской власти, иначе говоря - любой из нас, кому больше 25 лет) не привык доверять нашим магазинам. Недаром новые русские ездят отовариваться за кордон. А тут - выставка, можно не сомневаться, все - подлинное.

Вот, кстати, кого на выставке не было - так это новых русских. Они с французским стилем жизни знакомы давно - с тех пор, как стали новыми русскими. Зато были обыкновенные москвичи, такие же, как те, которые во времена хрущевской оттепели впервые в жизни узнали в Сокольниках вкус кока-колы (или пепси? - уже не помню, давно это было). И точно так же надоедали фирмачам, выпрашивая если не шариковую ручку или зажигалку, то хоть пластиковый пакет - пусть пустой, но с надписью иностранными буквами. Не хватало только мальчишек, стреляющих жвачку у иностранцев да охотящихся за ними (за мальчишками, естественно, а не за иностранцами) комсомольских патрулей.

Заглянул я на эту выставку почти случайно: привлекло название, дословно совпавшее с любимой рубрикой любимой газеты. Потом, правда, выяснилось, что в оригинале выставка называлась "Vivre а la franVaise", т.е. "жить по-французски, на французский манер". В общем, "французский образ жизни".

Не скрою, были и другие причины. Большое впечатление произвела на меня первая же фраза пресс-релиза, распространенного посольством Франции: "...Впервые в истории французско-российских экономических отношений будет проходить выставка потребительских товаров". Подозреваю, правда, что тут небольшое лукавство: не исключено, что вся история до 1991 года осталась за скобками, поскольку отношения тогда были не франко-российские, а франко-советские.

Ну, не важно. В любом случае, семь лет - срок немалый. Занятые ежедневной борьбой за существование, мы и не замечаем, как изменилась жизнь. Но изменились ли мы?

- Ничего не изменилось! - говорит мне 74-летний Морис Карузо, который больше сорока лет назад организовал первый крупный советско-французский контракт - в часовой промышленности. (Так родилась "Слава".) Мне, конечно, интересно послушать его историю о том, как судьбу контракта решал сам Хрущев, но еще интереснее узнать о его впечатлениях от сегодняшней Москвы: он не был здесь лет десять. А до того успел побывать в нашей столице раз семьдесят.

- Да, появились новые здания, Москва лучше освещена, магазинов стало больше. Но все это чисто внешние изменения, которые происходят в любом городе. А народ тот же самый. Страна та же. Вечная Россия! - он явно говорит это с любовью. - Кризис, конечно, штука неприятная. Когда мы узнали о нем, четыре часовые фирмы отменили свое участие в выставке. А десять все же приехали, я их уговорил. Теперь они очень довольны, а о тех, кто струсил, говорят - "дураки". (На самом деле мой собеседник употребил гораздо более крепкое французское словцо.)

О кризисе я спрашивал и участников выставки, и посетителей, и организаторов. Наверное, потому и потянуло на Красную Пресню, что хотелось увидеть и услышать хоть что-то хорошее: раз одни люди привезли сюда свой товар, а другие пришли на товар посмотреть, прицениться, а может, и купить - значит, не так уж плохи дела. Или все это - лишь свет потухшей звезды (ведь выставку готовили загодя, когда кризисом и не пахло)? А посетители - праздношатающиеся совки-халявщики из неистребимой породы собирателей ненужных проспектов и каталогов?

Говорит Франсуа Флутье, генеральный комиссар выставки:

- Мы страшно довольны результатами. Несмотря на кризис, мы были убеждены, что выставку делать надо. Но еще в Париже по ночам я просыпался и думал: не везу ли я людей в никуда, в катастрофу? Вот мы их убеждаем, успокаиваем, а что будет, когда приедем в Москву?

- Много было отказов?

- К концу июня, то есть до кризиса, набралось 125 участников. Цель была - 150, больше не поместилось бы в павильоне. Отказались 20. Это очень хороший результат, учитывая, в каких черных красках изображалась тогда нашими СМИ ситуация в вашей стране.

- А как вы уговаривали участников?

- Мы не уговаривали никого, просто объясняли, в меру нашего понимания, что происходит. Ситуация пустых полок сложилась не только потому, что в условиях нестабильного курса население спешило вкладывать деньги в любой непортящийся товар. Но и потому, что продавцы, коммерсанты придерживали товары на складах, не хотели их продавать, поскольку товар для них тоже был более надежным хранилищем денег, чем рубли. Плюс застопорились все платежные операции, то есть крайне замедлилось прохождение денег по цепочке от розничной торговли, через оптовиков и импортеров к экспортерам - производителям на Западе. За это время курс доллара мог так измениться, что вместо прибыли все оставались в убытке. Но выход был найден: закладывать цены с большим запасом, исходя из гипотетического курса на будущее - 1:25, например. Главное, говорили мы, что потребитель продолжает потреблять. Это не японцы, которые уже насытились и даже пресытились всем. Когда у всех все есть, люди перестают покупать. А русские тратят все, что имеют. Теперь вы, может быть, научитесь откладывать что-то на черный день, тратить часть денег на соцстрах, на налоги, то есть на общественные нужды, а не только каждый на себя, как до сих пор. Когда надо тратиться на приоритеты, меньше тратишь на прихоти.

- Это вряд ли.

- Ну, вот видите, вас даже кризис ничему не научил. До сих пор русский, как ребенок, тратил все на "конфеты". Я все же надеюсь, что теперь вы станете взрослее. До сих пор все участники торговой цепочки служили прихотям потребителя. Теперь надо, чтобы вы стали серьезнее.

- А у вас разве не так? Разве потребитель - не король? Разве клиент не всегда прав? Это же у вас - общество потребления! И в конце концов, неблагоразумие российских потребителей было только на руку западным поставщикам.

- Да, но мы объясняли нашим клиентам истинное положение вещей, а не выступали в роли ярмарочных зазывал. Мы проводим 4-5 таких выставок в год в разных регионах мира, и наша задача - не заработать на участниках, а помочь им выйти на новые рынки сбыта. Значительную часть средств на проведение таких выставок дает государство. И выставка в Москве была одной из самых крупных, потому что Россия - самый перспективный рынок в Европе и один из самых перспективных в мире... Кризис должен пойти вам на пользу. Теперь уже никогда не будет, как прежде. Я надеюсь, что для моих русских друзей все это станет хорошим электрошоком. Это позволит России подняться и стать наконец настоящей большой экономической державой. Если благодаря этому тяжелому, мучительному кризису в вашей стране на всех уровнях поймут, что больше так жить нельзя, - да здравствует кризис! Очень многие страны готовы помочь России, но надо, чтобы она сама твердо решила выбираться из кризиса и показала это. У нас, французов, есть выражение: "надо подметать перед своей дверью".

- А у нас говорят: "не выноси сор из избы".

- Так что же, так и жить в грязи? Нет, я гораздо оптимистичнее вас смотрю на будущее вашей страны. Выставка наглядно подтвердила то, что мы уже знали из статистических данных: у вас есть средний класс. Посетители хотели покупать все экспонаты на всех стендах. Общий глас: жалко, что не продают. Никто не говорил: красиво, конечно, но я все равно не смог бы этого купить.

- Те, кто так думают, молчат или вообще не ходят на выставки.

- Я же не говорю, что у вас нет бедных! Но я утверждаю, основываясь на данных нашего посольства и на своих личных впечатлениях, что у вас есть многомиллионный средний класс. И с хорошей покупательной способностью. Сейчас в России, если ты силен - ты живешь как царь, если ты слаб - подыхай!

- Что же в этом хорошего?

- А я и не говорю, что это хорошо. Я говорю, что это - так. Если вас интересует мое мнение об этом, могу сказать: вам пока не хватает гражданского чувства.

- Что это значит?

- Честно платить налоги и взносы в соцстрах - и все. И тогда у вас будет все, чего сейчас не хватает. Хорошие дороги, хорошие школы, хорошее здравоохранение. Но главное - вам нужно перестать так работать, как сейчас: никого нет на месте, все курят в коридорах. Утром звонишь - до 10.30 никого нет, перерыв - два часа, в пять часов все разбегаются через три ступеньки... Какая может быть производительность труда, когда у каждой двери - три охранника вместо одного? Один что, не справится? Тогда гнать такого! Вы не обижайтесь, но это, как в Африке. Только в России бананы не растут. В вашей стране объективные условия сложнее, чем в других европейских странах, климат суровый, так что потребностей больше. У вас меховая шапка и даже шуба - не роскошь, а необходимость. Значит, и работать надо больше, а не меньше, чем в Европе. Если школьник только играет в футбол и не хочет учить уроки - он никогда не станет отличником.

- Вы упомянули какие-то данные посольства. Можно их узнать?

- Конечно. Они основаны на ваших источниках. Из них следует, что 45% населения России, то есть 70 миллионов человек, относятся к среднему классу. Даже если сократить эту цифру вдвое, все равно впечатляет. Мы ориентировали нашу выставку именно на этих потенциальных покупателей - людей с деньгами, но не богачей. На нашем профессиональном жаргоне это называется "нацеливаться на домохозяйку". То есть на того человека (это может быть и мужчина), который делает в семье покупки. Мы хотели, чтобы эти люди и, конечно, те коммерсанты, которые их обслуживают, знали, что во Франции можно купить не только духи и шампанское, но и отличные картофелечистки. Не только хрусталь "Баккара", но и просто хорошие столовые приборы и красивые занавески. Вещи на каждый день. Но - качественные. Что лучше: иметь 10 рубашек, которые выдерживают 3 стирки, или 5 рубашек, но хороших?.. Россия - европейская страна, у вас европейская ментальность, европейская культура. Я бы даже сказал, что вы культурнее нас. Во всяком случае, наихудшее оскорбление для русского - сказать, что он некультурный. Вы любите хорошую музыку, хороший театр, хорошую литературу. Почему бы вам не полюбить хорошие вещи? Пора приобретать европейские привычки... Между прочим, вы гораздо лучше знаете Францию, чем мы Россию. Так что наша выставка послужила не только открытию наших товаров русскими. Это было в первую очередь открытие России французами. Участники поняли, что перед ними - огромный рынок. Требующий огромной работы. Чудес никто не ждет. Но все, кто приехал, хотят вернуться на будущий год снова.

- А у нас говорят и пишут, что средний класс раздавлен кризисом...

- Не верьте! Вот данные из вашей же прессы: обеспеченных людей стало даже чуть больше (правда, и бедных тоже). Идет расслоение. Те, без кого не обойтись, - врачи, юристы, журналисты, - короче говоря, специалисты высокой квалификации в любой области, нужной обществу, без денег не останутся. Это - "серое вещество", мозг нации. От них зависит будущее страны. Россия или спасется, или погибнет. Но средний класс еще не понял, что судьба России в его руках. Если поймет - спасет.

(С) "Независимая газета" (НГ), электронная версия (ЭВНГ). Номер 224 (1795) от 01 декабря 1998 г., вторник. Полоса 16. Перепечатка за рубежом допускается по соглашению с редакцией. Ссылка на "НГ" и ЭВНГ обязательна. Справки по адресу evng@ng.ru

Tags: НГ, из моего, из напечатанного
Subscribe

  • Зафрендил bigdrum

    bigdrum - я узнал о его существовании благодаря его отклику на мою старую (годичной давности) запись "Письменное народное творчество".…

  • Зафрендил clear_text

    clear_text - блог Дениса Драгунского: " пишу открытым текстом. только не о политике" Хорошие рассказы с неожиданными концовками.

  • Зафрендил belenky

    belenky - Марья́н Дави́дович Бе́ленький (род. 29 июня 1950, Киев) — украинский, российский и израильский литератор, переводчик, журналист,…

promo banguerski_alex april 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments