В субботу вечером в Марселе несколько хулиганов подожгли городской автобус. Одна из пассажиров, 26-летняя студентка, была доставлена в больницу с тяжелыми ожогами.
Уже наутро ее близким позвонил президент Франции, выразил свое сочувствие и заверил, что будут приняты все меры, чтобы найти виновных и наказать их с максимальной строгостью. В то же утро, несмотря на воскресный день, Жак Ширак обсудил эти меры с главой правительства и с министром внутренних дел. А в понедельник премьер-министр собрал на срочное совещание руководителей МВД и министерства транспорта, а также всех транспортных организаций страны.
Печальное происшествие, которое в других обстоятельствах заняло бы несколько строк в уголовной хронике, вызвало столь серьезную и оперативную реакцию потому, что его ждали. Рано или поздно хулиганские поджоги автобусов должны были привести к драматическому исходу. Правда, никто не ожидал, что это произойдет в Марселе, который до сих пор был счастливым исключением среди крупных городов Франции – прошлогодние волнения обошли его стороной.
Да и на этот раз ход событий отличался от обычного сценария. В неблагополучных пригородах Парижа автобусы жгут просто так, без повода – просто потому, что это эффектней, чем поджог легковых автомашин. В Марселе повод был: группа молодых людей требовала подождать их товарищей, а женщина-водитель не согласилась. Обиженные отказом, они дождались возвращения автобуса (конечная станция была недалеко) и « отомстили »: облили пассажирский салон бензином и подожгли.
Но им вряд ли бы пришел в голову такой способ мести, если бы не запылали автобусы в предместьях Парижа: шесть штук за шесть дней. Так местная шпана отмечала годовщину своих « подвигов ». И подавала пример своим сверстникам по всей стране – именно этого опасались службы охраны порядка, призывая СМИ не привлекать внимания к подобным фактам.
Драма в Марселе заставила власти сменить тактику. После совещания в Матиньонском дворце премьер-министр де Вильпен по телевидению призвал всех возможных свидетелей случившегося помочь следствию и гарантировал им анонимность. Уже арестовано пятеро подозреваемых.
Глава правительства объявил программу мер усиления безопасности в общественном транспорте. Предусмотрена установка прямой видеосвязи с автобусами (многие из них уже оборудованы камерами, но видеозапись при поджоге может не выдержать высокой температуры). Уже в ноябое парламент должен ужесточить законодательство. В частности, суровое наказание будут нести не только сами поджигатели, но и все их сообщники. Планируется, что закон будет карать и тех, кто устраивает засады против патрулей полиции – это новая форма преступности, возникшая в последнее время. Какой-нибудь провокационной выходкой патруль заманивают в ловушку – например, бьют окна в машинах или домах. Приехавшие по вызову полицейские оказываются в западне: на них обрушивается град камней или металлических шаров для широко распространенной французской игры « петанк ».
Понятно, что план действий правительства был разработан не за один день. Случившееся в Марселе лишь стало поводом для того, чтобы обнародовать эти меры. Которые министр внутренних дел и наиболее вероятный кандидат в президенты Николя Саркози считает недостаточными. Он требует разрешить привлекать к уголовной ответственности несовершеннолетних, усилить наказания для тех, кто уличен в повторных правонарушениях. Короче, призывает к жесткости, без всяких скидок на социальные факторы: « ни безработица, ни дискриминация не могут служить извинением », - считает он.
Лидеры оппозиции, не возражая против суровых мер, обвиняют главу МВД в демагогии. Первый секретарь соцпартии Франсуа Олланд назвал Саркози « министром на полставки », который вместо выполнения своих прямых обязанностей занимается политикой. Да и в правящей партии, которую возглавляет сам Саркози, все чаще слышна критика в его адрес.
Александр БАНГЕРСКИЙ,
Париж.
МН, 3 ноября 2006 (здесь - полный текст, в газете материал сильно сократили)
Journal information