Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote,
Александр Бангерский
banguerski_alex

Categories:

Умеют ли русские радоваться и смеяться?

Иерей Вадим Булатов

Смеяться по-русски

     Друзья, спешу сообщить вам пренеприятнейшее известие: современные технологии действительно меняют жизнь. Так, двадцать минут, проведенных с электронной версией словаря Даля в режиме поиска, настроили меня на печальный и трагический лад. На свою беду я искал в богатстве пословиц и поговорок слово "счастье". Да где уж мне. Как говорится: "Счастье не батрак: за вихор не притянешь". Надо ли говорить, что ни одной положительной сентенции мне найти не удалось. Счастье подозрительно часто сочетается с бедой, несчастьем, бранью, бедностью, умственной неполноценностью.
"Счастье - бедному алтын, богатому миллион". "При счастье бранятся, при беде мирятся". "Счастье с бессчастьем на одних санях ездят, двор обо двор живут". "Дурак спит, а счастье в головах лежит". "Беды кульем валятся, а счастье золотниками". "Наше счастье - дождь да ненастье". "Счастье пучит, беда крючит". "Счастье мать, счастье мачеха, счастье бешеный волк". "Первое счастье - коли стыда в глазах нет".
     Естественно тут же была произведена контрольная проверка по слову радость. Результаты обескуражили. Оказалось, что этого слова практически нет в пословицах и поговорках русского народа и встречается оно лишь в описаниях солдатской службы: "рад служить", "рад стараться". Впрочем, негатива и здесь хватает: "Детки - радость, детки ж и горе". "Встретил с радостью, а проводил с жалостью". "Солнце за лес - казацкая радость, на грабеж". "Старость не радость". "У нашего старосты три радости: корова пала, изба сгорела да жена померла". "Наши радости перед Богом гадости". Означает ли это, что русский народ как-то по-особому мрачен и печален? Конечно, нет. Находилось время и для шуток, и для веселья, но вот отливаться в пословицы и поговорки это веселье что-то не спешило. Наверное, для этого требуется несколько столетий спокойной безбедной жизни, чтобы народ немного оттаял и его пословицы приобрели жизнеутверждающую направленность. Но не давала история для русского народа этой безбедной и спокойной жизни и нет в том нашей вины. Географическое положение между степным молотом и западной наковальней. Незащищенность границ, порождающая незащищенность души. Защитить себя народ мог, только создав империю, и он ее создал и все силы посвящал этому имперскому строительству. Не успели чуть-чуть отдохнуть после отмены крепостного права, как грянула революция.
     Как известно, секрет английского газона в том, что его всего лишь триста лет нужно тщательно постригать и только тогда он начнет приходить в порядок. Однако если проехаться по нему на тракторе с бороной, то увы, трехсотлетний цикл надо начинать сначала. Так и революция, так перепахала сознание народа, что живого места практически не осталось. Впрочем, и того было мало - революция 90-х годов напрочь уничтожила даже возможность появления настоящего юмора, полив все едкой и злобной слюной сатириков и юмористов и затуманив взгляд всем богатством паров алкогольного юмора.
     Как известно, в России книжный и эстрадный юмор издавна был вотчиной евреев. До революции Аверченко и Тэфи, после революции Зощенко и Ильф с Петровым. Могучие столпы русской интеллигенции либо увлеченно обличали кровавый царский режим, либо вздыхали о судьбе многострадального народа: "О бьедный рюсский мьюжик".
     В наше время юмором заведуют птенцы гнезда Аркадия Райкина: Жванецкий, Хазанов, Арканов, Шифрин. В своих высших проявлениях еврейский юмор - это смех сквозь слезы, трагикомедия вроде "Иронии судьбы", которую мы постоянно созерцаем на Новый год. В худших - животный смех, язвительная сатира, алкогольный юмор, юмор антигосударственный, антисозидательный, особенно кощунственный антихристианский юмор, как в комедиях Гайдая. Человек берется юмористом лишь с внешней стороны, быстро осматривается, в оболочке подмечаются две-три смешные вещи и выбрасывается. Все это мы имеем на нашем телевидении в виде "Кривых зеркал", "Аншлагов". В качестве жеста отчаяния, стремясь вырваться из порочного круга, Первый канал запустил проект "Комеди-клаб на Первом". И, поверьте мне, это было ужасно. Единственное место, где крохотными пятисекундными эпизодами удается жизнеутверждающий юмор, - это
     Клуб веселых и находчивых (особенно у команды КВН "Уральские пельмени"). Впрочем, и здесь вы тщетно будете искать совершенства. Вот один из примеров. Вы знаете русскую пословицу: "Обжегшись на молоке, дует на воду". То есть человек, кроме физической травмы, получил психическую и эмоциональную. Ее жизнеутверждающая переделка звучит так: "Обжегшись на молоке, дует пиво в кабаке". Здесь, испытав беду, человек не сдается, не замыкается в своей раковине, а находит себе другое увлекательное занятие, во всяком опыте видя прежде всего положительную сторону. Стакан такого человека наполовину полон в прямом и переносном смысле. Однако и здесь мы видим следы пресловутого алкогольного юмора, который стал настоящим бичом всякого русского человека. Так писал о юморе и смехе христианский писатель Клайв Льюис (автор "Хроник Нарнии") в "Письмах Баламута":
     "Я разделяю причины человеческого смеха на следующие: радость, веселье, анекдоты и развязность. Радость проявляется, когда друзья или влюбленные снова встретятся после краткой разлуки. Взрослые люди обычно придумывают какой-нибудь предлог для смеха в виде шутки. Но та легкость, с которой даже самые пустяковые остроты вызывают в такой момент улыбку, показывает, что не в шутках дело. В чем тут причина, мы до сих пор не знаем. Что-то подобное этой радости выражается в искусстве, называемом музыкой, и еще что-то похожее, говорят, бывает в раю, на небесах - какое-то бессмысленное и ненужное учащение ритма блаженных эмоций, совершенно непонятное для нас. Такой смех не в нашу пользу, и ему всегда следует противодействовать. Он просто противен и оскорбителен для того реализма, достоинства и строгости, которые все время царят в аду".
     Теперь о главном. Вот уже несколько месяцев я опрашиваю всех своих знакомых на предмет того, какие книги или фильмы рождают у них вышеописанные чувства, радость, улыбку, желание перечитывать или пересматривать вновь и вновь. Хотя все это были русские и в большинстве своем православные люди, результаты оказались поразительно одинаковыми. Большое количество англичан: Вудхаус, Честертон, Кеннет Грэм, Джером, Льюис; американец О\'Генри; Скандинавия представлена Астрид Линдгрен и Туве Янсен. Фильмы назывались разные, но почти все называли американский сериал "Друзья".
     Все это, во-первых, подтверждает теорию о том, что главный источник такой литературы - страны с долговременным устойчивым развитием, не подвергавшиеся разорительным войнам и революционным потрясениям. Если это еще и имперская метрополия, как Лондон и Нью-Йорк, где все социальные противоречия сведены к минимуму и куда стекается огромное количество денег и ресурсов со всего мира, поддерживающих высокий уровень жизни при минимуме затрат, то вероятность появления доброй и веселой книги возрастает. Так что дело здесь вовсе не в какой-то особой талантливости именно англичан или американцев, а в тех социальных и экономических условиях, созданных ими в своих странах. Другое важное обстоятельство в том, что в таких книгах напрочь отсутствует как, естественно, смех животный и развязный, так и пресловутый смех сквозь слезы. В них нет ни намека на какие-либо трагедии. Все происходит в мире почти идеальном. Старинных усадьбах английских аристократов, уютных кофейнях и квартирах Манхэттена или Стокгольма, сказочных странах. Там есть неприятные персонажи вроде Фрекен Бок или тетушки Агаты или Родерика Глоссопа у Вудхаза.
     Впрочем, они не злые, а гордые и имеют привычку помыкать другими людьми. Юмор заключаются в том, что они постоянно попадают в нелепые положения, когда их гордость очень страдает. Об этом писал Клайв Льюис: "Христианство право: именно гордость порождала главные несчастья в каждом народе и в каждой семье с начала мира. Другие пороки могут иногда сплачивать людей; так, среди тех, кто охоч до выпивки и чужд целомудрия, вы можете обрести веселых приятелей. Но гордость всегда означает враждебность - она и есть сама враждебность. И не только враждебность человека к человеку, но и человека к Богу".
     Главные герои таких книг - обычно люди слабые с напрочь отсутствующим инстинктом доминирования над другими, то есть по меркам реального мира являющихся неудачниками. Вот характерный пример. В одной из серий "Друзей" в квартиру, где живут Джо и Чендлер, заходит коммивояжер и говорит Джо: "Здравствуйте. Скажите, вы в этом доме принимаете решения?" Это обычный прием. Днем в домах остаются только домохозяйки, которые обычно решений не принимают, но не хотят в этом признаться. Тогда коммивояжер призывает их решиться и купить что-нибудь. Так вот камера показывает лицо Джо, который задумался о том, а кто собственно у них принимает решения. Чендлер? Нет! Он сам? Конечно, нет. Может их соседки Моника и Рэчел? Нет. То есть решений никто из них не принимает, никто не становится главным, все плывут по течению. И результатом этого является то, что среди них нет никаких ссор, а сериал шел в эфире десять лет, собрал огромную аудиторию и единогласно признается во всем мире лучшим комедийным сериалом всех времен. Как тут, кстати, не вспомнить историю из святоотеческого патерика. Когда основатель монашества авва Антоний спросил Бога, кто достиг наибольшей высоты духовной жизни, чтобы пойти к нему и поучиться благочестию, Бог направил его в обычный дом в городе Александрии, где под одной крышей жили две сестры со своими мужьями. На вопрос: "Как вы спасаетесь?" они ответили что ничего особенного они не делают, только лишь за всю их жизнь они друг с другом не ссорились.
    
     Источник в интернете:
    
    http://www.russned.ru/stats/996
    
Источник, где я нашел эту статью - http://www.rustrana.ru/article.php?nid=32296
Это - целый портал "Русская цивилизация", где есть специальный отдел "русская нация", который делится на ряд глав, в том числе - "Русский характер".

Насчет пословиц: интересно было бы проверить, какие пословицы со словами "счастье" и "радость" есть у других народов. Что касается юмора у русских, то богатейшая сокровищница анекдотов - лучшее доказательство того, что наш народ никогда не терял чувства юмора. А частушки! А те же пословицы и поговорки! Другое дело, что юмор у нас отличается от английского - ну, так это нормально. Более того, думаю, что, анализируя национальный юмор, можно лучше понять национальный характер.
Tags: Русские, национальный характер
Subscribe

  • Анекдот

    Во время войны гулял маленький советский мальчик, а к нему подошел немецкий шпион, переодетый другим советским мальчиком и начал с ним…

  • История из жизни советских математиков.

    Один чувак, окончив мехмат ЛГУ, поступил в аспирантуру. Стипендия — 100 рублей. Слесарь или токарь на заводе имени Киров а получали в разы…

  • Как потерять 50 кг за 7 дней

    Мужчина звонит в компанию и заказывает программу для похудения «10 кг за 5 дней». На следующий день раздается стук в дверь и перед ним…

promo banguerski_alex april 11, 2018 15:00 1
Buy for 100 tokens
Мою статью разместили на сайте весьма солидного журнала "Россия в глобальной политике": Поджечь траву, избежать пожара 29 января 2018 Александр Бангерский Александр Бангерский Резюме: Столетие Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года прошли на удивление тихо и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments